28.10.2017
Грязь большого города

 

В России идёт «мусорная» реформа, которая принципиально изменит систему обращения с отходами. Главные вопросы — что делать с мусорными полигонами, строить или не строить мусоросжигательные заводы и как организовать переработку — столкнули власти, экспертов и жителей. Что предлагают одни, и чего боятся другие — в спецпроекте “Ъ“.

 

«МУСОРНАЯ» РЕФОРМА

 

Часть первая — о том, почему в России 90% бытовых отходов гниет на мусорных полигонах и как жители и активисты борются с нелегальными свалками, а чиновники — с мусорщиками.

 

Чтобы объяснить, почему в Москве до сих пор не стало нормой складывать мусор в контейнеры для раздельного сбора пластика, стекла и бумаги и некуда сдать отработанные батарейки, придется вернуться почти на 20 лет назад. В 1998 году в России был принят запоздалый, но критически необходимый 89-й федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Его главной задачей было вывести из теневого сектора деформированную с 1990-х годов систему обращения с мусором, которая к тому моменту на всех этапах контролировалась криминальными структурами. Закон устанавливал правила контрольно-надзорной деятельности, соответствие санитарным нормам и природоохранному законодательству, но никаких экономических показателей и положений о создании стимулов для сокращения образования отходов, введения системы раздельного сбора и создания мусороперерабатывающих производств в нем не было. Отходы складировались на полигонах, и на тот момент всех это устраивало.

 

Но объем мусора с тех пор сильно вырос и продолжает расти — в среднем по России на 3% в год. В Москве и области проблема стоит особенно остро из-за высокой плотности населения: здесь живет более 19,8 млн человек, которые ежегодно производят 11 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО). Полигоны, на которые с советских времен свозился весь этот мусор, сейчас уже переполнены. Если учесть, что на одну легальную свалку приходится две нелегальные, сложившаяся ситуация грозит экологической катастрофой. Москвичи пытаются бороться с помойками, которые стихийно вырастают вблизи их домов, но поддержку у городских властей они часто не находят. Ведь признавая существование незаконной свалки, город как собственник земли обязан ее рекультивировать. А это очень дорогое удовольствие.

 

Инфографика: Жизнь московского мусора

 

Как москвичи борются с нелегальными свалками

 

В 2014 году активисты Народного совета района Печатники в Москве после серии звонков местных жителей обнаружили по другую сторону реки от парка «Коломенское» огромную нелегальную свалку. Ее площадь оценивается в 5 га. Находится она всего в 50 м от воды. Лишь в 2015 году после публикации фотографий свалки блогером Ильей Варламовым в своем ЖЖ и репортажей в СМИ власти пообещали закрыть полигон. Тем не менее еще несколько месяцев завоз мусора продолжался.

 

Кто стоял за созданием этой нелегальной свалки, до сих пор неизвестно: в октябре 2016 года ГУ МВД России по Москве отказалось возбуждать уголовное дело в связи с «отсутствием события преступления». Ранее, в марте 2016 года, отдел судебных приставов ЮВАО объявил о закрытии производства, так как несанкционированная свалка была ликвидирована, хотя этого не произошло до сих пор.

 

Добиться вывоза мусора за пределы Москвы Народному совету района Печатники так и не удалось: власти приняли решение законсервировать свалку, построив на ее месте парк экстремальных видов спорта. На это столичные власти обещают потратить 1,7 млрд руб.

 

март 2015 года

Март 2015 г. 

 

сентябрь 2017 года

Сентябрь 2017 г.

 

Комментарии экспертов

 

Максим Мотин

 

Максим МОТИН, муниципальный депутат от района Печатники.

 

На эту свалку свозили мусор со всего города. Мусоровозы тянулись очередями, и управа не могла об этом не знать. Когда мы попали на свалку впервые, были шокированы: огромная территория с вырубленными деревьями, мусорные кучи высотой 7 м. Вызвали полицию, она забрала одного из работающих на полигоне экскаваторщиков, но в итоге отпустила. Никто не хотел этим заниматься. Мы писали обращения в прокуратуру, письма в управу и префектуру. Никакой реакции. Пост Варламова взорвал интернет. В ответ по телевизору прошли сюжеты, что свалка ликвидирована, но это был фейк. По факту на тот момент ничего не изменилось: мусор продолжали свозить, он горел, на свалке росли арбузы, по кучам сновали лисы. Только где-то через два месяца нам наконец удалось перегородить шесть выездов из семи, а на одном поставить будку охраны...

 

Читать дальше »

 

Альбина Дударева

 

Альбина ДУДАРЕВА, председатель координационного совета по развитию отрасли обращения с отходами ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный федеральный округ».

 

Проблема в том, что мы даже не знаем, куда уходит московский мусор. Мы не можем гарантировать, что он попадет на сортировочную станцию, а не на несанкционированную свалку. Совместно с партией «Альянс зеленых» и другими общественными организациями мы решили провести акцию по закладке в мусорные баки GPS-трекеров, которые подают сигнал о своем местонахождении. Таким образом мы сможем отследить перемещение мусора в режиме реального времени и узнать, на какие полигоны и в какие сроки он вывозится. В прошлом году такая акция помогла установить факт вывоза мусора на закрытый полигон в Дмитровском районе Московской области...

 

читать дальше »

 

Александр Закондырин

 

Александр ЗАКОНДЫРИН, лидер «Альянса Зеленых».

 

«Эксперимент Общественной палаты по закладке трекеров уже через неделю позволил выявить два факта нелегального захоронения. Трекер, заложенный на контейнерной площадке в Западном административном округе (ул. Академика Анохина), отправился на стихийную свалку рядом с въездом на производственную базу ГБУ «Жилищник района Тропарево-Никулино» со стороны Малой Очаковской улицы. Другой трекер, не добравшийся до легального места размещения отходов, был заложен в ЮВАО (ул. Энергетическая, Лефортово), а обнаружен на стихийной свалке на Остаповском проезде».

 

Подробнее о результатах эксперимента читайте здесь.

 

То, что 89-й федеральный закон безнадежно устарел, стало ясно еще в 2010 году, поскольку большинство мусорных полигонов уже тогда исчерпали свои мощности, а неэффективность такой системы утилизации отходов была очевидна всем. В 2011 году началась работа по изменению законодательства в области обращения с отходами. Именно тогда и возникла ситуация, которая сейчас превратилась в проблему, блокирующую ход «мусорной» реформы. Переписывать закон об отходах начали одновременно в двух структурах: в Совете федерации и в Министерстве природных ресурсов. Впоследствии эти две законодательные инициативы, как две встречные волны, поглотили друг друга.

 

Комментарии эксперта

 

Владислав Жуков

 

Владислав ЖУКОВ, член совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования СФ РФ.

 

В 2011 году полномочия по надзору за отраслью обращения с отходами были переданы из Ростехнадзора в Росприродназдор. Соответственно правоустанавливающим министерством для отрасли стало Минприроды России. Тогда же возникла необходимость в гармонизации законодательства с учетом зарубежного опыта. Появилась концепция вторичного использования отходов как ресурсов. Возникла необходимость законодательно определить собственника отходов, выбрать механизмы передачи прав собственности и ввести так называемый РОП — расширенную ответственность производителя...

 

Читать дальше »

 

В 2014 году поправки в 89-й федеральный закон «Об отходах производства и потребления» все-таки были приняты. Приняты оперативно и наспех, без опоры на серьезные исследования, на которые требуется много времени и участия большого количества специалистов. Среди несомненных плюсов новой редакции закона — то, что в нем указана четкая иерархия приоритетов по обращению с отходами, принятая в развитых странах. Выглядит она так:

 

  1. предотвращение образования отходов в источнике их образования;
  2. максимальное использование исходного сырья и материалов;
  3. сокращение объема образования и снижение класса опасности отходов;
  4. предварительная подготовка к повторному использованию;
  5. использование отходов;
  6. другие операции в целях вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
  7. обезвреживание отходов;
  8. размещение отходов экологически безопасным способом.

 

В законе появились такие понятия, как региональный оператор и территориальная схема (террсхема). Логика закона заключается в том, чтобы ввести РОП и аккумулировать в бюджете деньги от экологического сбора, потом в каждом регионе на конкурсной основе выбрать регионального оператора по обращению с отходами и разработать территориальные схемы, на которых должны быть указаны все объекты по сортировке, переработке и утилизации мусора. Проблема в том, что подготовка террсхемы — это длительная комплексная работа с привлечением целой армии специалистов в разных областях, от технологов до экологов. А регионам на эту работу было отведено всего полгода. Опрошенные “Ъ” эксперты признаются, что за это время было невозможно создать продуманную схему по обращению с отходами и привлечь достаточное количество специалистов в этой области. В результате, согласно заключению Совета при президенте РФ по правам человека, все субъекты федерации разработали свои террсхемы с нарушением закона об отходах

 

В Минприроды Московской области заявили, что по ходу развития реформы террсхема по Подмосковью от января 2016 года будет уточняться, но основная стратегия здесь сформировалась давно и состоит в том, чтобы уйти от практики полигонного захоронения. В Подмосковье мероприятия по закрытию существующих полигонов идут с 2013 года — из 39 перестали работать уже 24. В террсхеме региона отмечается, что «в отсутствие инвестиционных мероприятий по строительству и модернизации полигонов существующие емкости для размещения твердых коммунальных отходов будут исчерпаны менее чем за четыре года». Один из самых крупных — полигон «Кучино» в Балашихе — был закрыт 23 июня по личному распоряжению президента. Еще два — в Чеховском районе (полигон «Кулаковский») и Пушкинском («Царево») — общей площадью около 30 га перестали принимать мусор в сентябре. В этом же году подмосковные власти обещают приступить к рекультивации закрытых полигонов — «Каширского» (около 10 га), «Быково» (около 9 га) и «Электросталь» (10 га). Затраты только на эти три объекта оцениваются в 1,8 млрд руб.

 

Комментарии эксперта

 

Антон Кузнецов

 

Антон КУЗНЕЦОВ, заместитель генерального директора компании «Сфера экологии» (занимается раздельным сбором и транспортировкой отходов в Москве).

 

Основная проблема подмосковных полигонов в том, что подавляющее большинство из них создавалось в 1970–80-х годах, и понятно, что тогда никаких особых технологий не применялось. В лучшем случае изучалась геология и выбирались участки с глинистыми почвами, для того чтобы исключить проникновение фильтрата в землю и грунтовые воды. По современным мировым стандартам мусорный полигон — это серьезное инженерное сооружение, вся площадь которого должна выстилаться специальным многослойным материалом, который как раз и должен этот фильтрат удерживать. Такой системы я не видел ни на одной из подмосковных свалок...

 

Читать дальше »

 

Плюсы и минусы полигонного захоронения отходов

 

Источник данных: «Гринпис», Министерство экологии Подмосковья

 

Плюсы:

 

● отсутствие временных затрат на сортировку мусора;

● низкая стоимость услуги: в Германии сдавать несортированные отходы в 12 раз дороже, чем в России;

● отсутствие финансовых затрат на создание инфраструктуры и образование населения;

 

Минусы:

 

● по информации «Гринпис», большинство подмосковных мусорных полигонов не соответствуют нормам безопасности и являются источником загрязнения почв, подземных вод и атмосферного воздуха;

● на полигонах происходят возгорания, приводящие к выбросам в атмосферу диоксинов, тяжелых металлов и других токсичных веществ;

● из-за того, что мусор в процессе перевозки перемешивается, выделить из него на свалке для дальнейшей переработки удается не более 2-3% вторсырья;

● рост числа несанкционированных свалок: в 2016 году их число достигало 60 тыс. (20 тыс. га), прогноз на 2021 год — 1,9 млн.;

● около 5% всех выбросов парниковых газов России дают мусорные свалки;

 

 

 

 

МУСОРОСЖИГАТЕЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ

 

Часть вторая — о том, почему перспективы строительства мусоросжигательных заводов в России по европейскому образцу не вызывают энтузиазма ни у чиновников, ни у экспертов, ни у жителей.

 

почему перспективы строительства мусоросжигательных заводов в России по европейскому образцу не вызывают энтузиазма ни у чиновников, ни у экспертов, ни у жителей

 

В рамках реформы по обращению с отходами правительством был утвержден проект «Чистая страна», в котором помимо последовательного закрытия по всей стране мусорных полигонов предполагается строительство пяти мусоросжигательных заводов (МСЗ) — четырех в Московской области и одного в Казани. Инвестором строительства выступает «дочка» госкорпорации «Ростех» компания «РТ-инвест», ее глава Андрей Шипелов известен как один из совладельцев системы взимания платы с грузовиков «Платон». По планам «РТ-инвест», к 2025 году четыре подмосковных завода должны утилизировать 28% бытовых отходов Москвы и области — по 700 тыс. тонн ТКО в год на каждом МСЗ.

 

Именно эти планы вызвали больше всего нареканий со стороны экспертов и яростный протест жителей Воскресенского, Наро-Фоминского, Ногинского и Солнечногорского районов Подмосковья, где запланировано строительство. Эксперты утверждают, что сделанный в программе упор на мусоросжигание ставит крест на развитии в стране технологий раздельного сбора и последующей переработки отходов — самого перспективного пути, по которому идет весь развитый мир. Простые же граждане считают выбор между зловонной свалкой и ядовитым дымом по факту отсутствием выбора.

 

У «РТ-инвест» свои аргументы. В компании ссылаются на многолетний опыт развитых стран, где мусоросжигательные заводы существуют более 20 лет, и утверждают, что это наиболее простой и быстрый способ справиться с мусором. Всю необходимую инженерно-техническую экспертизу для реализации проекта «РТ-инвест» должна предоставить японско-швейцарская компания Hitachi Zosen Innova AG. Поскольку Швейцария не является членом ЕС, нет риска, что ее комплектующие попадут под европейские санкции в отношении России.

 

Плюсы мусоросжигания

 

Плюсы

 

● сжигание позволяет почти в десять раз снизить объем отходов, вывозимых на свалки;

● утилизируемая зола, оставшаяся после сжигания, не содержит органических веществ, которые приводят к самовозгоранию и распространению опасных инфекций;

● высокая степень очистки дыма: 0,6 г — совокупный объем диоксинов, которые выбросят в атмосферу четыре новых МСЗ за год. Для сравнения: один пожар на свалке за две недели выделяет 100 г диоксинов;

● выделяемую при сжигании энергию можно использовать: 600–800 кВт•ч энергии из 1 т мусора — прогнозная выработка на МСЗ, использующем технологию колосниковой решетки (выбрана «РТ-инвест»);

● это распространенная практика утилизации мусора в цивилизованных странах с высокими экологическими стандартами;

● капитальные затраты на строительство МСЗ в Московской области на 16% ниже стоимости аналогичного проекта в Европе (по оценкам «РТ-инвест»);

● не менее 55% оборудования для МСЗ должно производиться в России (по условиям конкурса), а это дополнительный стимул для развития российского производства.

 

Минусов у технологии мусоросжигания всего два, но они значительные: такой проект потенциально опасен и очень дорого стоит в сравнении с переработкой. Дело в том, что технология, предлагаемая «РТ-инвест», рассчитана на наличие в стране действующей системы сортировки мусора, которая в России не существует, и в новом законе механизмы её создания не определены.

 

На запрос “Ъ” по поводу строительства заводов в пресс-службе «РТ-инвест» заявили, что «проект — это лишь часть комплексной системы обращения с отходами». «Он соответствует утвержденной иерархии обращения с отходами, где основной приоритет — это максимальное вовлечение ресурсов во вторичный оборот и наименьший приоритет — это полигонное захоронения отходов. <…> Законом предусмотрена предварительная сортировка мусора, в процессе которой будут изыматься полезные фракции и опасные отходы, а на сжигание будет отправляться только то, что не подлежит переработке»,— пояснили в «РТ-инвест».

 

Однако отсутствие раздельного сбора, в том числе опасных отходов, и внятной системы предварительной сортировки — одна из основных претензий экспертов к закону. Это может привести к тому, что в топку попадет то, что сжигать опасно или категорически нельзя. Значительный процент современного мусора составляют различные пластики. При сжигании они выделяют бензпирены, диоксины и другие высокотоксичные летучие вещества. Их присутствие в воздухе, воде и почве негативно влияет на здоровье людей.

 

Инфографика: Что нельзя сжигать

 

Вопрос выброса диоксинов при мусоросжигании — самый острый и болезненный. Он активно обсуждался на общественном совете при Росприроднадзоре, который в июле этого года рассматривал проект строительства МСЗ и его не принял. Доводы «РТ-инвест» не убедили в первую очередь ученых. Представители компании утверждают, что будут вести мониторинг опасных выбросов на выходе из трубы в режиме реального времени. Эксперты возражают, что таким образом понять, какой процент этих выбросов содержится в воздухе, невозможно. К тому же диоксины — это не одно вещество, а целая группа, и они опасны даже в самых ничтожных количествах. А поскольку из-за отсутствия слаженной системы сортировки мусора возможны нештатные ситуации вплоть до залпового выброса, ни о какой безопасности технологии речи быть не может.

 

Комментарий эксперта

 

Игорь Мазурин

 

Игорь МАЗУРИН, доктор технических наук НИУ МЭИ

 

Европейский норматив содержания диоксинов и фуранов в выбросах мусоросжигательных заводов — 0,1 нанограмма на кубометр газа, то есть десять в минус девятой степени. Ничтожнейшее количество. На этом уровне точно взять данные для анализа очень сложно. А если сжигать будут несортированный мусор, то на выходе может быть все, что угодно: если не знаешь, что пошло в топку, как можешь знать, что надо ловить на выходе из трубы? Те же диоксины и фураны — это 17 разных соединений, которые нужно измерить отдельно, потому что у каждого из них свой токсический коэффициент. Это многократно затрудняет и без того трудную задачу. Изучать диоксины стали не так давно — с середины 1970-х годов прошлого века. Сейчас достаточно изучены только хлорсодержащие, а бром-, йод- и фторсодержащие пока еще плохо исследованы. Зато точно известно, что все группы диоксинов способны накапливаться и в почве, и в организме человека. При этом они очень стабильные: в почве живут до ста лет, а человек тащит их за собой практически всю жизнь и постепенно копит, получая из воздуха, из продуктов питания. И как только он набрал 1,4 нанограмма — получил раковое заболевание...

 

Читать дальше »

 

Зоны загрязнения мусоросжигательных заводов Московской области

 

Зоны загрязнения мусоросжигательных заводов Московской области

 

smoke зона максимального активного загрязнения — 2,4 км

 

zone территория отсроченного действия — от 5 до 24 км

 

В результате сжигания ТКО образуются не только дым, а еще зола и шлак. Класс их токсичности на много выше, чем у первоначального мусора. Причем золы и шлаков остается довольно много — 30% всего объема отходов. Превращая ТКО в токсичные продукты горения, МСЗ по факту противоречит закону, в котором одним из приоритетов является не только уменьшение объема, но и снижение класса опасности отходов. В террсхеме ничего не сказано о том, где будут храниться эти токсичные отходы.

 

При этом никто из противников МСЗ не утверждает, что эти заводы — абсолютное зло. МСЗ могут быть относительно безопасными, но только при условии, что весь цикл обращения с отходами четко простроен, функционирует без сбоев и прозрачен для контролирующих организаций. А тот факт, что эта отрасль в России еще в начале 1990-х отошла к теневому бизнесу и процесс по ее декриминализации до сих пор не завершен, признают все.

 

Развитые страны, отказываясь от полигонного захоронения, действительно сделали ставку на мусоросжигание, но это было сделано только после того, как население научилось раскладывать мусор в разные контейнеры по фракциям. Многие государства приняли такое решение более 20 лет назад, и за это время накопили огромный опыт, в том числе и негативный. Та же Дания, которая занимает в Европе первое место по мусоросжиганию, лидирует и по количеству раковых заболеваний на душу населения. Отношение простых граждан и общественных организаций к МСЗ хорошо иллюстрирует документальный фильм «Мусор», снятый в 2013 году с участием голливудской звезды Джереми Айронса.

 

 

Весь фильм можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=UluKRmYOLWY

 

Проект строительства четырех МСЗ в Подмосковье и одного в Татарстане позиционируется как пилотный. Названная сумма инвестиций — 162 мрлд руб. При этом «Ростех» планирует вложить в строительство 20% собственных средств и 80% — привлеченных. Если все пойдет по плану, впоследствии появятся еще семь заводов: четыре в Подмосковье и три на Юге России.

 

Однако эксперты сомневаются в инвестиционной привлекательности этого проекта. Из всех производств по переработке и утилизации ТКО мусоросжигательные заводы самые дорогие — и в строительстве, и в эксплуатации. Срок инвестиционной окупаемости проекта определен в 15 лет. Срок службы заводов довольно ограниченный: в европейских странах в условиях раздельного сбора мусора — это 25 лет, в России — меньше: 20–15 лет. К этому надо прибавить необходимость в создании дорогостоящей инфраструктуры для хранения высокотоксичной золы.

 

Цифры:

 

  • 33,8 млрд руб. — приблизительная стоимость строительства одного МСЗ в Московской области.
  • До 10–12 тыс. руб. за тонну мусора с 1,5 тыс. руб. увеличится тариф на сбор и вывоз бытовых отходов для граждан при условии запуска четырех пилотных заводов
  • 460 тыс. руб. стоит 1 кВт электроэнергии, полученный на МСЗ. Для сравнения, на атомном энергоблоке – дешевле в семь раз, полученный при сжигании газа — дешевле в 16 раз

 

Мусоросжигательные заводы позиционируются как производители электроэнергии, образующейся в процессе горения. Однако окупаемость МСЗ возможна только за счет введения «зеленого тарифа» для потребителей оптового рынка электроэнергии и мощности. Об этом глава «Ростеха» Сергей Чемезов и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев просили президента еще в 2015 году, признавая, что без этой меры, а также без субсидий государства и повышения тарифа на вывоз мусора для населения, заводы будут убыточными. Введение «зеленого тарифа» приведет к тому, что в 2021 году тарифы на электроэнергию вырастут на 3–4%. Минэкономразвития выступило резко против этой инициативы, назвав ее несостоятельной ни с экологической, ни с экономической точки зрения. В заключении Минэнерго России от 6 октября 2015 года сказано следующее: «Учитывая, что в Единой энергетической системе России существует избыток мощности около 20 ГВт, а вырабатываемая на мусоросжигательных заводах (согласно данным проектов) электрическая энергия гораздо дороже, чем вырабатываемая на традиционных источниках энергии, потребители на оптовом рынке электрической энергии и мощности, по мнению Минэкономразвития России, при покупке электрической энергии и мощности не должны нести дополнительную финансовую нагрузку за мероприятия по переработке ТКО».

 

В Европе, где существует дефицит мощностей для выработки электроэнергии и цены на нее значительно выше, в использовании мусоросжигательных заводов как ТЭЦ есть экономический смысл, но в России они неконкурентоспособны.

 

Комментарий эксперта

 

Лазарь Шубов

 

Лазарь ШУБОВ, председатель ассоциации «Мусорщики Москвы»

 

За последние 30 лет в Москве было построено шесть МСЗ, но из шести на сегодня функционируют только два, а больше трех никогда одновременно не работало. Такая же картина и в Западной Европе. Там тоже сначала хотели решить этот вопрос исключительно на мусоросжигании и построили 421 завод, это данные на начало XXI века. Постепенно выяснилось, что вложение больших средств в строительство этих заводов не позволяет кардинально сократить поток ТКО на захоронение...

 

Читать дальше »

 

Опубликовано на сайте газеты «Коммерсантъ» 28 октября 2017 го.

 

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3449313

 

Окончание следует.

 

НАШ TELEGRAM

Статьи / 31 / Искандер-ака / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2017.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru