30.10.2018
Волонтерство в экологических организациях: польза и вред
Чем сейчас занимаются волонтеры

Благородное занятие — безвозмездная работа на благо окружающей среды — обернулась на практике очень узкой номенклатурой действий. Можно сажать деревья — в парках или лесах, там, где скажут чиновники или лесоарендаторы, то есть там, где они сами должны были эти деревья посадить. Можно убирать мусор за пикничниками — количество которого все равно с каждым годом будет увеличиваться, ведь на чистое место пикничников приедет несравненно больше. Можно заниматься раздельным сбором мусора у себя на кухне, отбирая тем самым кусок хлеба у своих сограждан, которые копаются в мусорных баках в надежде найти что-то ценное и потом это продать.

Полная профанация общественной деятельности — так называемый соцзаказ, когда государство или муниципалитет фактически нанимают общественные организации для выполнения собственных функций, при этом не платя волонтерам зарплаты, а просто возмещая им их личные расходы на проведение работ.

Как видите, теряется главное — свобода в выборе объекта, метода решения проблемы и способа приложения сил у членов общественной организации.
Напомним, в общественную организацию люди объединяются, чтобы делать то, что хочется. Хотели бы они сажать лес или перебирать мусор — устроились бы в лесничество или на мусоропереработку.

Вершиной «зеленой» деятельности считаются протестные акции — но и они чаще всего проводятся по принципу «только не в нашем дворе». Защищается обычно своё родное место обитания. Поэтому против вывоза бытового мусора из Москвы в Архангельскую область протестуют жители Архангельской области — но не москвичи, которых, вообще-то, совесть должна была призвать присоединиться к протестующим.

К тому же протестующие почти никогда не предлагают реальные альтернативы экологически вредным проектам. Противники мусоросжигания протестуют против МСЗ, но не лоббируют постройку безопасных литификационных мусороперерабатывающих заводов. Возможно, они в большинстве своем даже не знают о безопасных способах переработки бытового мусора.

В общественном сознании сложилось мнение, что большее — невозможно, что на самом деле охрана природы — это такая социальная игра, способ обратить на себя внимание, продвинуться по карьерной лестнице, «совершить прыжок в политику»...

Действительно, для тупиц и бездарностей большее — невозможно. Сажать деревья и собирать мусор — для них интеллектуальный потолок, большего они придумать не могут. Все, что далее написано — написано не для них.

Какие же на самом деле открыты возможности для УМНОГО человека, решившего заняться охраной окружающей среды?

Поиск предназначения (теория)

Основная задача для общественных организаций — осмысление с последующим оформлением (вербализацией) предназначения существования природных объектов и поселений. Как следствие этой задачи, возникает другая — создание новых смыслов для территории. Показатели успешности этой работы — сугубо экономические: рост товарооборота на рассматриваемой территории, увеличение собираемости налогов, увеличение рабочих мест с высокой зарплатой, увеличение ВРП, в том числе — из расчета на душу населения, и так далее.

Короче говоря, успех акций общественных зеленых организаций оценивается улучшением жизни граждан, как по количественному, так и по качественному показателям.

Направления работы для достижения этого результата многочисленны, но основным является проведение брендирования территории. Часто понимают брендирование, как основу для развития туризма, забывая, что сам туризм является способом повышения уровня жизни местного населения, источником финансирования местной инфраструктуры, гарантом развития искусства и ремесел на местном уровне.

Брендирование — это определение пути достижения счастья местными жителями, исходя из особенностей местности. Счастье в данном случае мы будем понимать, как возможность достижения всех ступеней пирамиды потребностей Маслоу без необходимости переезда за пределы региона. Здесь не место рассказывать о проведенных исследованиях, но, вероятно, мысль о том, что такой разноплановый регион, как Ленинградская область, совмещающий в миниатюре в себе практически все, что есть в европейской части России, может удовлетворить большинство запросов к качеству жизни, не покажется вам слишком уж спорной.

Примеры успешного брендирования территории в России

Успешным брендингом в России прославился город Мышкин Ярославской области. Имея 6000 населения, он принимает до 140 тыс. туристов в год, которые обеспечивают городу основной доход. В этом городе нет промышленности, кроме завода по изготовлению валенок, зато более 15 музеев, среди которых — знаменитый «Музей Мыши», более 10 гостиниц в самом городе и еще около 30 — в окрестностях.

Великий Устюг получил всероссийскую известность, как «родина Деда Мороза». После появления этого бренда, за первые три года число туристов, посещающих этот город, выросло с двух тысяч до тридцати двух тысяч в год, а теперь эта число перевалило за 200 тысяч. А товарооборот в городе за 7 первых лет существования бренда вырос в 15 раз.

Успешен стал бренд «гусиная столица России» для Олонца. Пролет гусей на север стал для местных жителей временем праздника. Туристы, приезжающие посмотреть на гусиные стаи, кормящиеся на местных овсяных полях, оставляют деньги и в гостиницах, и в кафе, и в сувенирных лавках…

В Ленинградской области благодаря успешному брендированию развивается кольцо из 11 монастырей в восточных районах региона. Монастыри становятся не только очагами духовно-религиозной жизни, но и «точками экономического роста». Притягивая десятки тысяч паломников, они создают предпосылки для развития ремесленных мастерских, сельскохозяйственных предприятий, гостиниц, кафе, культурных центров, служат точками развития художественной самодеятельности и краеведения.

Поиск предназначения (практика)

Брендирование — лишь одно из направления осмысления территории для успешного планирования её развития.

Следует отметить, что ни местные активисты, ни чиновники регионального масштаба, ни представители научного сообщества не обладают достаточной шириной кругозора для того, чтобы подобные вопросы решать. Это задача скорее для писателя или художника, человека, видящего взаимосвязь вещей между собой и истинную суть ландшафта, ранее называемую «духом (гением) места».

Общая задача у общественных организаций и муниципальных властей — превращение событий в продукт. Выход за пределы внутреннего «междусобойчика», переход от организации досуга населения к реализации созданного талантом населения товара на внешнем (относительно поселения) рынке.

Кроме брендирования, стоит отметить довольно распространенную практику составления общественными организациями схем самообеспечения территории — собственными возобновляемыми энергоресурсами для начала.

Здесь учитываются не только уже навязшие в зубах солнечные батареи и ветродвигатели, которые надо покупать за рубежом. Больше возобновимой и экологически чистой энергии легче получить не от Солнца, которого мало в наших широтах, а научившись использовать все отходы от лесозаготовок и лесообработки, перегоняя их в жидкое топливо или древесный уголь. Борщевик, перегоняемый на биоэтанол, мог бы полностью избавить Ленинградскую область от закупок ископаемого топлива. Тепловые насосы, работающие на разности температур даже в сильный мороз, избавили бы малые города и деревни от необходимости поддерживать убыточные котельные.

Внедрение полной переработки твердых бытовых отходов в искуственный щебень методом литификации, то есть — окаменения, превратило бы отрасль обращения с отходами в прибыльную и дало бы неисчерпаемый источник искуственного щебня для прокладки лесных дорог с целью лесозаготовки.

Разработка отвалов , образовавшихся от добычи бокситов, вывела бы регион на первое место по торговле редкоземельными элементами …

Ну, а следующим шагом будет создание альтернативной схемы развития территории на основе экологических принципов устойчивого развития. И это — основная задача для общественных «зеленых» организаций.

Экологическая политика

Понять предназначение местности, вербализировать смысл её существования — всего полдела. Вторая половина — создать нравственные и достойные модели поведения людей при условии нарастания глобального экологического кризиса. И этим тоже никто, кроме общественных организаций экологической направленности, заниматься не будет. Во всяком случае, именно от них должен исходить общественный заказ на подобную работу.

Основным направлением идеологической работы для эко-НКО будет борьба с левацкими настроениями в обществе, согласно которым ресурсов в мире достаточно для десятков миллиардов человек — все дело лишь в том, чтобы наладить их «справедливое» распределение. Отрицание конечности и резкой ограниченности ресурсов земного шара служит для обоснования необходимости создания всемирного правительства и резкого ограничения суверенитета стран мира, в том числе и нашей — ради мифического «спасения» человечества.

Экологи, опирающиеся на данные науки, отлично знают, что спасти человечество без резкого сокращения его численности и приведения уровня потребления им ресурсов в соответствии с наличествующими ресурсами Земли, невозможно. Они также отлично понимают, что иначе, как тоталитарными, фашистскими методами, установить единый порядок во всемирном масштабе невозможно.

Вторая задача — создание идеологий автономизма, развитие местного патриотизма, местной идентичности, при этом не сползая ни в идеи расового или национального превосходства, ни в ограниченность национально-культурных гетто. Разумеется, идеологии автономизма должны опираться на технические достижения, позволяющие каждой конкретной местности жить исключительно на собственных ресурсах, не превышая «экологический след», управляя либо численностью населения, либо количеством потребления, либо применением технологий.

Изучая историю, мы видим, что каждые полторы тысячи лет наступает кризис существующих цивилизаций по всему обитаемому миру, завершающийся гибелью примерно 70-90% населения и сменой цивилизационного вектора. Последний такой кризис, имеющий в своей основе экологические причины, произошел как раз полторы тысячи лет назад и получил название Великого переселения народов, вызвавшего гибель древних цивилизаций Китая, Индии, Северной и Южной Америки, а также Античного мира.

Нынешний кризис будет глобальнее прошлых, и сокращение населения прогнозируется даже более, чем на порядок.

Мы должны быть готовы к тому, что, возможно, именно по нашему поведению перед лицом непреодолимой силы экологической катастрофы будущие обитатели Земли будут судить о нашем времени.

Цивилизация в её нынешнем состоянии и облике неминуемо погибнет в ближайшем будущем, все наши меры по управлению экологическим кризисом уже опоздали — но у нас всегда остается достоинство и честь, и их наличие — важнее выживания.

Юрий ШЕВЧУК, руководитель Северо-Западного Зелёного Креста.
Статьи / 37 / Искандер-ака / Теги: брендирование, экология, Зелёный Крест, охрана природы, Юрий Шевчук, волонтёрство / Рейтинг: 5 / 2
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2018.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru   
Google PageRank — Ecoznay.ru — Анализ сайта