07.07.2018
20 фото: магазин просрочки в Германии


В Берлине открылся второй городской филиал магазина SirPlus, в котором можно купить продукты с истекшим минимальным сроком годности.

 

Recycle побывал в магазине, где мы узнали, как создатели SirPlus спасают продукты и зачем берлинцы покупают просроченные товары, а создатель российского фудшеринга Саша Лёгкая рассказала нам, почему подобные магазины должны появиться и в России. 

 

 

По статистике, по всему миру в мусорных контейнерах оказывается 1,3 млрд тонн продуктов питания ежегодно. Из них в Германии — 18 млн тонн.

 

 

Самая большая доля выбрасываемых продуктов приходится именно на домашние хозяйства, а не на рестораны и магазины, как можно было подумать.

 

В Германии активно развивается движение фудшеринга, а также другие виды спасения продуктов — например, мобильное приложение Too Good To Go, которое позволяет купить за небольшую сумму ненужные продукты, оставшиеся после рабочего дня в кафе и ресторанах.

 

 

Другой бизнес-идеей стал берлинский стартап SirPlus — магазин по спасению продуктов. Его основал вместе с друзьями в конце 2017 года экоактивист Рафаэль Фелльмер (Raphael Fellmer).

 

В июле 2018 года открылся второй берлинский магазин с просроченными продуктами. Главная цель проекта — спасти продукты, которые в большом количестве выбрасываются в Германии.

 

 

«Спасать продукты — это круто и сексуально. Это должно стать мейнстримом», — говорит директор магазина Рафаэль Фелльмер.

 

В новом филиале площадью 450 кв.м представлены около 300 наименований продуктов. В двух филиалах сейчас работают около 50 сотрудников.

 

 

В магазинах можно купить остатки продуктов: например, фрукты и овощи, соки, пиво, смузи, сладости, чипсы, снеки и многое другое. У многих товаров уже истек минимальный срок годности (по-немецки Mindesthaltbarkeitsdatum, MHD), что, впрочем, не значит, что продукты нельзя употреблять в пищу.

 

«Никто не запрещает продавать такие товары, но в любом случае их нужно поскорее съесть», — рассказывает Фелльмер.

 

 

Производители продуктов питания, политики и ученые давно требуют ввести двойное обозначение для срока годности товаров.

 

 

Так, на  упаковках с йогуртом, молоком и других продуктах в будущем будут стоять два срока годности. Один будет означать, сколько товар может находиться в магазине, по второму можно будет определить, сколько дней он еще будет считаться съедобным.

 

 

В магазине для покупателей висят вспомогательные таблички, на которых их призывают полагаться на свои чувства и покупать продукты, предварительно, например, понюхав их. Большинство товаров, представленных в магазине, сделаны по ошибочному заказу.

 

 

Например, тысячи упаковок с крекерами были специально произведены для немецкой авиакомпании Air Berlin. Когда авиакомпания обанкротилась, никто не хотел забирать заказ. Чтобы спасти крекеры от мусорного контейнера, их выставили на продажу в магазине по смешной цене в 5 евроцентов.

 

 

В магазины поставляют продукты более 200 поставщиков, в том числе крупные производители био-товаров, большие рынки, экопредприятия, а также небольшие местные производители.

 

За свою активность в спасении продуктов питания компания получила в апреле 2018 года премию «Слишком хорошо для мусорного контейнера»  (Zu gut für die Tonne) Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии.

 

 

Основателям проекта удалось за несколько лет сделать тему пищевых отходов популярной в немецком обществе. Так, в 2017 году авторы проекта запустили краудфандинговую кампанию в сети, чтобы собрать стартовый капитал для открытия магазина в размере 50 тыс.евро.

 

 

В конце акции 1700 ее участников пожертвовали почти в два раза больше. Кроме того, владелец дома в берлинском районе Шарлоттенбург предложил им не платить арендную плату за помещение. Так появился первый магазин, спасающий продукты.

 

 

Вскоре после открытия на полках магазина можно было найти только 30 продуктов от пяти поставщиков. Но ситуация постепенно улучшалась. По подсчетам SirPlus, с момента открытия первого магазина его клиентами стали более 100.000 человек.

 

Все вместе они спасли более 500 тонн продуктов.

 

Покупателей привлекает не только низкая цена за биотовары, но и возможность проявить свою экологическую ответственность.

 

 

Сейчас в магазине развита сеть поставщиков со всей Германии. Впрочем, продается лишь то, что уже нельзя отправить в благотворительные организации.

 

 

В эти же социально значимые проекты, вроде Berliner Tafel — организации, в которой все нуждающиеся могут получить еду, организация SirPlus отправляет 20 % своей прибыли.

 

 

С некоторых пор у SirPlus появился онлайн-магазин. При заказе на сумму более 29 евро покупателей ждет бесплатная доставка.

 

 

Цены в магазине начинаются от пяти евроцентов. Хлеб можно купить в зависимости от сорта от 80 центов до 1,5 евро, булочки — от 10 до 15 центов, снеки и фруктовые напитки обойдутся примерно в 1 евро.

 

 

В магазине предлагают наборы в упаковках, так Bio-Retterbox можно купить за 30 евро, в ней будет собраны био-продукты.

 

 

Упаковать купленный товар можно в экологичную упаковку, продающуюся здесь же — экомешочки и многоразовые сумки.

 

 

Статистика в Германии ужасает: каждую минуту в стране выбрасывают столько продуктов, сколько уместилось бы в целом грузовике.

 

Поэтому создатели SirPlus не собираются останавливаться. Например, запланированы открытия еще двух берлинских магазинов в 2018 году. В целом число магазинов по всей Германии должно увеличиться до 35.

 

Саша Лёгкая

Саша ЛЁГКАЯ,
основатель российского фудшеринга.

 

P.S. Раньше в Петербурге на станции метро Сенная площадь был такой магазин, который в народе назывался «Просрочка». Там продавались продукты с истекшим сроком годности, но он был нелегальным, его постоянно открывали и закрывали, пока не закрыли совсем.

 

Официально таких магазинов в России нет, но было бы здорово, если бы они появились.

 

Занимаясь фудшерингом, я вижу, что у нас очень много продукции не обязательно с истекшим сроком годности, но, к примеру, с некачественной упаковкой. Такие продукты уже не подходят для магазинов.

 

Например, один раз нам отдали около 200 кг муки просто потому, что она некоторое время полежала в сыром месте и могла быстро испортиться. Но мы спасли ее, раздав участникам нашей группы «Фудшеринг. Отдам даром еду». 

 

Идея магазинов с товарами с истекшим сроком годности замечательная и могла бы быть жизнеспособной, но, думаю, пока есть сложности с ее реализацией. Так, из общения с представителями магазинов я узнала, что товар снимается с полок еще до истечения срока годности, а затем передается в утилизирующую компанию. Магазин не имеет права сам его утилизировать.

 

Однако, на мой взгляд, такие магазины могли бы пользоваться спросом. В нашей группе люди нередко отдают  продукты  с истекшим сроком годности – например, специи, печенье, булочки. Я сама их ела много раз и могу сказать, что употребление их в пищу не представляет угрозы, если речь не идет о мясной и молочной продукции.

 

Опубликовано на сайте Recycle 6 июля 2018 года.

 

Источник: http://recyclemag.ru/article/20-foto-kak-ustroen-magazin-prosrochennyih-produktov-v-germanii

Репортажи / 84 / Искандер-ака / Теги: фудшеринг, биопродукты, Германия, биомагазины, пищевые отходы, испорченные продукты, спасение продуктов, просроченные продукты / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2018.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru   
Google PageRank — Ecoznay.ru — Анализ сайта