23.01.2018
Пути отходов


В начале года вступили в силу поправки в федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Изначально предполагалось, что документ узаконит поэтапный переход к обязательному раздельному сбору и переработке вторсырья. На деле же решение этого вопроса так и оставили в компетенции регионов. И далеко не во всех субъектах Северо-Запада власти оказались готовы помогать предпринимателям в вовлечении вторичных ресурсов в хозяйственный оборот.

 

Для переработки мусора нужны мощности и технологии, которых сегодня практически нет. Фото: Павел Лисицын/РИА Новости



Для переработки мусора нужны мощности и технологии, которых сегодня практически нет. Фото: Павел Лисицын/РИА Новости.

Проще свалить

По словам координатора проекта Общероссийского народного фронта «Генеральная уборка» Дмитрия Миронова, никаких стимулов к организации раздельного сбора с последующей переработкой отходов эксперты в новом законе не увидели. Наоборот, систему тарификации построили так, что самым выгодным для регионального оператора, отвечающего за работу всей мусорной цепочки в субъекте РФ, стал тариф на захоронение мусора, а не на обработку или утилизацию отходов.

При этом некоторые новшества, все же направленные на развитие рециклинга, противоречат другим нормативно-правовым актам и документам. Так, поправки закрепили термин «раздельное накопление отходов», а само накопление еще раньше определили как складирование сроком до 11 месяцев. Но обновленный закон не дает четкой трактовки относительно фракций отходов, образующихся в результате их раздельного накопления. Все отсортированное сырье по-прежнему попадает под определение твердых коммунальных отходов (ТКО). А действующий СанПиН предписывает ежедневный вывоз ТКО, из-за чего возникают вопросы к норме об 11-месячном складировании накопленного сырья.

В новом документе множество положительных моментов. Это и создание электронных моделей территориальных схем обращения с отходами, и ограничение срока, на который компании может присваиваться статус регионального оператора по обращению с ТКО. Раньше вместо формулировки «не более 10 лет» в законе значилась формулировка «не менее 10 лет», и отсутствие временных рамок в свете не до конца проработанного законодательства экспертам казалось неоправданным.

— Так или иначе, называть поправки «законом о раздельном сборе мусора» нельзя, — считает руководитель направления по взаимодействию с органами власти петербургского экологического движения «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша. — Фактически в каждом субъекте РФ ситуация будет зависеть от позиции региональных властей и избранных операторов по обращению с отходами. И все ТКО, попадающие на контейнерные площадки, теперь будут находиться в ведении региональных операторов. Это создает угрозу для действующих проектов по раздельному сбору отходов, которые реализуют предприниматели и общественные организации. Чтобы не потерять то, что уже имеется, и стимулировать организацию раздельного сбора ТКО повсеместно, эту процедуру все-таки необходимо сделать обязательной на уровне федерального закона. А на региональном уровне с учетом местной специфики пусть уже прорабатываются детали.

Нечёткие цели

Пока же в Петербурге городские власти проводят конкурс на выбор регионального оператора. Однако приход новых управленцев, кто бы ни одержал победу, вряд ли улучшит ситуацию с раздельным сбором мусора, уверены экологи. Ведь будущие операторы, согласно федеральному закону «Об отходах производства и потребления», в своей деятельности должны опираться на территориальную схему и региональную программу в области обращения с отходами.

Первый документ, разработанный в городе на Неве еще летом 2016 года, не содержит указаний о переходе к обязательной сортировке и переработке вторсырья. А второй документ, как отмечают эксперты экологического движения, петербургские чиновники не приняли. Его заменяет госпрограмма «Благоустройство и охрана окружающей среды», где также нет намеков на внедрение системы раздельного сбора отходов.

— Более того, ориентиром для петербургских региональных операторов будет такой целевой показатель, как «доля использованных и обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов производства и потребления», — продолжает Анна Гаркуша. — То есть мусор, который, к примеру, подвергся сжиганию, и ТКО, которые были переработаны, объединили в одну отчетную графу. В 2016 году этот показатель составлял 20 процентов, но сколько отходов из них использовали, а сколько обезвредили — непонятно. И у регионального оператора вряд ли появятся стимулы развивать сортировку и переработку мусора, если можно будет отчитаться, попросту его «обезвредив».

Поэтому необходимо, на мой взгляд, говорить о более конкретных целевых показателях — доле отсортированных и переработанных отходов, доле площадок, оборудованных контейнерами для раздельного сбора ТКО, и так далее.

Полигон не резиновый

Территориальной схемой обращения с отходами в Псковской области, несмотря на принятые в ноябре прошлого года изменения, псковские экологи тоже недовольны. Главная городская свалка Пскова официально прекратила работу с 1 января 2018-го. И все ТКО, образуемые на территории региональной столицы и Псковского района, теперь должны распределяться между ближайшими районными полигонами.

— Псков и Псковский район — основные генераторы твердых коммунальных отходов в регионе, — комментирует ситуацию член регионального штаба ОНФ Наталья Плявинская. — Мы сейчас изучаем документы по одному из замещающих районных полигонов. И пока нет уверенности, что его проектная емкость позволяет принять на себя дополнительную нагрузку, которая отражена в утвержденной территориальной схеме. Речь идет о свалке в Палкинском районе, куда теперь должны поступать 8 процентов мусора, образуемого в региональном центре. Месяц назад представители администрации области пообещали представить нам документы, подтверждающие заявленные в территориальной схеме емкости районных полигонов. Надеемся, в самое ближайшее время мы их получим.

Общественники утверждают: псковская территориальная схема, как и петербургская, в действующей редакции не включает в себя понятные планы по строительству новых объектов сортировки и переработки. Документ предполагает, что 100 процентов псковских отходов сможет обрабатывать существующая вблизи регионального центра сортировочная линия.

— Однако документов, подтверждающих такие возможности линии, мы также пока не видели. Если ориентироваться на визуальный осмотр, то я сомневаюсь, что она справится с заявленными объемами, — продолжает Наталья Плявинская. — Боюсь, что все отходы после символической сортировки будут просто прессовать, чтобы уменьшить их объем, и в таком виде размещать на полигонах. Ситуация усугубляется тем, что в северной части Псковской области практически все объекты, которые занимаются ТКО, сконцентрированы в руках одной холдинговой компании. А небольших предприятий, которые специализировались бы на сортировке или переработке отходов, практически нет, из-за чего конкуренция в данной отрасли отсутствует. Хочется верить, что в региональной программе появятся какие-то меры поддержки подобных сортировщиков и переработчиков — гранты, субсидии, льготы, что-то еще. Не думаю, что речь идет об очень больших затратах.

Ресурсы сухие и мокрые

В Калининградской области, в отличие от Псковщины, на рынке вывоза, сортировки, переработки и утилизации отходов работают порядка 80-90 небольших предприятий. Они принимают или даже покупают у населения и организаций пластик, макулатуру, полиэтилен, другое вторсырье. Что-то подвергается рециклингу на территории самого западного российского региона, что-то вывозится в другие субъекты РФ и страны Европы.

Но доля перерабатываемого мусора, несмотря на старания жителей и предпринимателей, все равно не превышает двух-трех процентов. Региональный Союз переработчиков отходов Калининградской области еще несколько лет назад предложил внедрить на территории области систему так называемого «дуального» сбора отходов, то есть разделения вторичных ресурсов на сухие и мокрые. Калининградские предприятия готовы закупать высокотехнологичное оборудование, позволяющее выбирать из сухой массы до 70-80 процентов полезной продукции, при условии гарантированного потока отсортированного сырья.

— Надеемся, что наша инициатива найдет отражение и в региональной программе в области обращения с отходами, которая сейчас разрабатывается, и в территориальной схеме, которой предстоит корректировка. Заинтересованность со стороны региональных властей есть, — говорит председатель Союза переработчиков отходов Святослав Лавриненко.

Предприниматели ждут принятия региональной программы еще и потому, что вместе с ней в область придут деньги, уплаченные производителями и импортерами некоторых товаров в виде экологического сбора. Эти средства, которые пока поступают в федеральный бюджет, регион может вернуть и направить на поддержку переработчиков отходов.

— Субсидии на развитие производства, на закупку нового оборудования нам, безусловно, нужны. Но самое главное сейчас — это все-таки гарантированный поток отсортированного сырья. В перспективе же и на федеральном, и на региональном уровнях необходимо будет задуматься о каких-то квотах и преференциях при реализации товаров, произведенных из вторичных ресурсов, — подводит итог Святослав Лавриненко.

Ульяна ВЫЛЕГЖАНИНА.

Опубликовано в «Российской газете» 23 января 2018 года.

Источник:
https://rg.ru/2018....ia.html

НАШ TELEGRAM

Статьи / 73 / Искандер-ака / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2018.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru   
Google PageRank — Ecoznay.ru — Анализ сайта