22.07.2017
Природа проблем

Если говорить о загрязнении воздуха, то ситуация в целом улучшается, и сегодняшние технологии сокращения вредных выбросов в атмосферу не сравнить с теми, что существовали два-три десятилетия назад. В промышленности все больше обращают внимание на эту проблему. Экологичность производства сегодня стала одним из факторов технологического прогресса наряду, например, с повышением производительности труда или снижением энергоемкости.

Однако положительный рост вовсе не означает решения проблемы глобальных загрязнителей, в первую очередь, оксидов серы и азота, а также паров органических соединений — всего того, что, попав в атмосферу, может переноситься по всей Земле. В этом смысле девяносто процентов всех выбросов — не только в нашей стране, но и мире — остается за энергетикой и транспортом. Промышленность занимает гораздо меньшую долю, но предприятие может создать локальные неблагоприятные условия для жизни на километры вокруг.

Пожалуй, неразрешимых экологических проблем нет, и постоянно появляются разработки, позволяющие существенно улучшить ситуацию. Но вот вывести их на рынок в существующей ситуации часто некому, хотя главная проблема, по большому счету, здесь только в затратах. Все хотят жить в экологически чистой среде, но сразу же возникает вопрос: готовы ли мы за это платить?

Академическая наука в создании технологий не знает границ, и они могут быть востребованы в различных уголках страны и мира. Если же говорить о сибирских регионах, то здесь ситуация разная. Скажем, в Новосибирской области воздух достаточно чистый из-за небольшого числа загрязняющих атмосферу крупных предприятий. В то же время в Кузбассе экологическая обстановка более напряженная в силу развития химической промышленности.

В Омске работает крупный нефтеперерабатывающий завод — ОНПЗ. Это одно из ведущих предприятий России в своей отрасли, оно производит бензин стандарта очистки "Евро-5", причем постепенно переходит на наши катализаторы, заменяя ими импортные образцы. За счет этого снижается уровень содержания серы, соединений азота и других вредных компонентов в автомобильных выхлопах. При гидроочистке сера выделяется в виде сероводорода — чрезвычайно токсичного вещества, требующего утилизации. На ОНПЗ работает установка по производству серы из этого соединения, он вполне ходовой продукт — он используется, например, при изготовлении минеральных удобрений. Но базовая доля очистки здесь около 95-96 процентов, то есть порядка пяти процентов серы все-таки уходило в трубу. Мы разработали установку, благодаря которой степень очистки доходит до 99 процентов. Казалось бы, разница невелика, но на самом это около тысячи тонн серы в год, не попадающей в атмосферу.

Еще одна проблема, непосредственно касающаяся Сибири, — загрязнение атмосферы органическими соединениями от предприятий пищевой промышленности, деревообработки, полиграфии, ресторанного бизнеса и так далее. Большое количество кафе и закусочных сегодня расположено в жилых домах, а вся вентиляция выходит во двор, который может быть буквально опутан воздуховодами, и работают они порой круглые сутки. Легко представить, насколько неуютно жить в таких дворах.

Одно дело, когда мы говорим про химические заводы, где для соблюдения экологических нормативов есть специальная инфраструктура и подготовленный персонал. А вот владельца ресторана вряд ли заинтересует система очистки воздуха, если электроэнергии она будет потреблять больше, чем ресторан в целом.

Здесь представляется перспективным использование адсорбционно-каталитического процесса, отличающегося чрезвычайно низким энергопотреблением. Мы планируем эту технологию задействовать в реальном секторе, пока в тестовом режиме. Еще одна разработка, актуальная для природоохранного применения, — стекловолокнистые катализаторы. Они эффективнее, чем блочные или гранулированные, которые используются повсеместно сейчас.

Но именно в области внедрения — базовая проблема экологических технологий. Когда речь идет о каком-то производстве, то все просчитывается — стоимость продукта, затраты, доходность и так далее. Когда же встает вопрос экологии, то у бизнеса не хватает стимулов инвестировать средства в эту сферу. Чтобы экологические технологии развивались, необходимо выстраивать более совершенные системы мотиваций. Сегодня же гораздо выгоднее бывает заплатить штраф, чем ставить современную систему очистки.

Еще один важный момент: между фундаментальной наукой и потребителем должен быть посредник — компания, готовая инвестировать в переход от лабораторной стадии к промышленному применению, в создание прототипа. У академического института совершенно другие задачи, у него нет ни возможности, ни права заниматься производственной деятельностью. В свою очередь конечному потребителю неинтересны идеи сами по себе, ему нужна работающая технология и четкие гарантии ее эффективности.

В России на сегодняшний день не хватает развития отраслевой, корпоративной науки. В крупных мировых компаниях существуют мощные научно-инженерные подразделения, которые становятся мостом между фундаментальной наукой и собственно предприятием. Только в этой связке обеспечивается рентабельность новой технологии. А в сфере решения экологических проблем здесь особенно заметен пробел.

Андрей ЗАГОРУЙКО,
доктор технических наук, ведущий научный сотрудник Института катализа СО РАН.

Опубликовано в «Российской газете» 20 июля 2017 года.

Источник:
https://rg.ru/2017....su.html
Статьи / 37 / Искандер-ака / Теги: наука, экологически ответственный бизнес, экология / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2017.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru