26.10.2017
Рекомендации СПЧ по мусору

 

(Окончание.)

 

С учетом изложенного Совет рекомендует:

 

1. Правительству Российской Федерации:

 

    •    Безотлагательно принять исчерпывающие меры по скорейшему развитию в субъектах Российской Федерации системы раздельного сбора опасных и органических (пищевых) отходов от населения и юридических лиц, обеспечив население региона необходимой инфраструктурой и установив в руководящих документах по обращению с отходами соответствующие целевые показатели по увеличению количества собираемого вторичного сырья в динамике по годам;
 

    •    Обеспечить повышение информированности жителей Российской Федерации по вопросу раздельного сбора отходов с помощью социальной рекламы, просветительских акций, СМИ, а также размещения адресов существующих пунктов раздельного сбора отходов на сайтах профильных учреждений субъектов Российской Федерации в сети Интернет;
 

    •    Обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих разработку и утверждение стратегического плана и дорожной карты общегосударственного уровня по реализации наиболее приоритетных способов обращения с отходами, согласно п.2 ст. 3 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Таким планом может стать «Стратегия устойчивого потребления и развития циклической экономики в Российской Федерации»;
 

    •    Обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих разработку комплекса мер, направленных на предотвращение образования отходов, снижение их образования и повторное использование, включая НИОКР в сфере поиска новых легкоперерабатываемых материалов, экономическое стимулирование отказа от трудноперерабатываемых материалов, экологическое просвещение и информирование населения;
 

    •    Перенаправить меры государственной поддержки от отрасли термического уничтожения отходов на создание инфраструктуры раздельного сбора отходов и развитие отрасли утилизации отходов, включая внесение изменений в устаревшие или некорректно разработанные НПА. Следует, в частности, отменить постановление Правительства РФ от 28 февраля 2017 г. № 240 «Об использовании твёрдых бытовых отходов в качестве источников энергии» и распоряжений от 28 февраля 2017 г. №354-р, №355-р в связи с их противоречием п. 2 ст. 3 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
 

    •    Исходя из приоритетов госполитики в области обращения с отходами внести изменения в  распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 № 1589-р «Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается», включив в перечень наиболее распространенные виды вторичных материальных ресурсов. Так, например, в существующем Перечне отсутствует запрет на захоронение одного из самых распространенных видов упаковки - полиэтилентерефталата (ПЭТ-бутылка), а именно код 4 34 181 01 51 5 «Лом и отходы изделий из полиэтилентерефталата незагрязненные» согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора РФ от 22 мая 2017 № 242;
 

    •    В связи с введением распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 № 1589-р поэтапного запрета захоронения 182 видов отходов производства и потребления, ряд которых присутствует в составе ТКО,  рассмотреть вопрос о повышении норматива утилизации для продукции и упаковки, в результате утраты потребительских свойств которых образуются данные отходы, до уровня, стимулирующего их вовлечение во вторичный оборот;
 

    •    Разработать и внести в Государственную Думу ФС Российской Федерации проект закона, направленного на вывод из обращения на территории Российской Федерации одноразовых пластиковых пакетов. Одновременно с этим инициировать в Комиссии ЕАЭС разработку соответствующего технического регламента. В проекте закона предусмотреть наличие следующих основных положений:

а) Запрет на производство одноразовых пластиковых пакетов.
б) Для многоразовых пакетов установить критерии их признания таковыми (например, проведение обязательной сертификации их возможного многократного использования не менее 125 раз).
в) ввести обязательную плату за распространение одноразовых пластиковых пакетов предприятиями розничной торговли.
г) Ввести правило обязательности сбора пришедших в негодность полиэтиленовых пакетов в местах их реализации и с обязательной передачей на утилизацию с предоставлением документов о факте утилизации.
д) Установить предельный срок вступления закона в силу не более 3-х лет с момента принятия соответствующего закона.
 

    •    Обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих: обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ разрабатывать территориальные схемы обращения с отходами, включая твердые коммунальные отходы, в электронном виде. В перспективе, территориальная схема должна стать доступной в любой момент времени информацией по всем разделам территориальной схемы для отслеживания текущего положения дел и своевременного реагирования для развития отрасли обращения с отходами;
 

    •    Дополнить требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, пунктом об обязательном наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
 

    •    В целях исключения из Государственного реестра объектов размещения отходов объектов (ГРОРО), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду свыше установленных нормативов, разработать основания для проведения внеплановых проверок с целью выявления нарушений, исключения объекта из ГРОРО и последующего прекращения эксплуатации данного объекта;
 

    •    Обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих увеличение нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
 

    •    Обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих обязательство импортеров и производителей товаров, в том числе упаковки, подавать отчетность о количестве товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в электронном виде с помощью программного обеспечения «Модуль природопользователя», подписанную электронной цифровой подписью;
 

    •    Рассмотреть вопрос закрепления обязанности для регионального оператора по заключению субконтрактов на более половины объемов рынка с другими компаниями, предотвратив тем самым монополизм региональных операторов;
 

    •    Обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих:

 

 1) Запрет приема для захоронения на полигонах:

 

    •    жидких отходов;
    •    опасных отходов, которые в условиях полигона являются взрывчатыми, коррозийными, окисляемыми, высокоогнеопасными или огнеопасными;
    •    инфицированных отходов от медицинских или ветеринарных учреждений.

 

2) Запрет смешивания отходов в целях выполнения критериев приема;

 

3) Регламентацию понятия «цикличные технологии»;

 

4) Возложение на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанностей по организации мероприятий в целях сокращения захоронения биологически разлагаемых отходов, включая меры по их утилизации: компостированию, производству биогаза и/или использованию в целях производства продукции.
 

    •    Проработать возможность передачи всех функций по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, единому государственному регулятору, например, Минприроды России;
 

    •    Обеспечить внесение изменений в законодательство, предусматривающее осуществлении оценки и согласования территориальных схем обращения с отходами органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) в части обеспечения безопасности и достаточности размещения мест накопления отходов, а также соответствия объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов санитарно-эпидемиологическим требованиям;
 

    •    Выработать единые критерии оценки экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности размещения и эксплуатации объектов обращения с твердыми коммунальными отходами;
 

    •    В связи с отсутствием в настоящее время в законодательстве Российской Федерации понятия вторичных ресурсов, к продуктам, полученным в результате обработки отходов, применяются в полном объеме нормы законодательства об отходах, что препятствует их полноценному вовлечению  в хозяйственный оборот. Для снятия данных ограничений в законодательство, регулирующее сферу обращения с отходами, целесообразно ввести понятие «вторичных материальных ресурсов»;
 

    •    Разработать и утвердить соответствующие нормативно-правовые акты, вводящие преференции для товаров и услуг, полученных с использованием вторичных материальных ресурсов. В качестве такой поддержки можно рассмотреть формирование устойчивого спроса на продукцию, содержащую вторичные ресурсы, без применения механизма прямого субсидирования. В частности, возможно формирование устойчивого спроса на продукцию, изготовленную из вторичного сырья, за счет обеспечения приоритета для такой продукции за счет муниципальных и государственных заказов;
 

    •    Разработать и внести в Государственную Думу РФ проект закона о введении залоговой стоимости на тару и упаковку.
 

    •    Обеспечить разработку и выполнение программ мероприятий, направленных на аккумулирование невостребованных продуктов питания, пригодных для употребления в пищу и передачу их нуждающимся. Создание благоприятных условий для возникновения и функционирования продовольственных банков. Внести соответствующие поправки в нормативно-правовые акты о запрете на захоронение и уничтожение продуктов питания, пригодных для употребления в пищу.
 

    •    Разработать алгоритм размещения мусоросортировочных, мусороперерабатывающих и иных имеющих отношение к утилизации мусора производств, предусматривающий для жителей прилегающих территорий и иных территорий, затронутых размещаемым объектом, опережающие меры развития территории и благоустройства, компенсационные меры в сфере охраны окружающей среды и здравоохранения, стимулирующие интерес жителей к развитию производств;

 

2. Совету при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и  приоритетным государственным проектам:

 

    •    Рекомендовать приостановить реализацию проекта «Чистая страна» в части строительства объектов по термическому обезвреживанию ТКО и инициировать внесение в него поправок с учетом прогнозов образования ТКО и морфологического состава ТКО, поступающих на термическое обезвреживание после реализации более приоритетных направлений государственной политики в сфере обращения с отходами.

 

3. Минприроды России, Минстрою России, Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации, субъектам Российской Федерации:

 

    •    Обеспечить включение в руководящие документы по обращению с отходами субъектов Российской Федерации мероприятий по предотвращению образования отходов, а также целевых показателей и мер по снижению образования отходов;
 

    •    Обеспечить включение в руководящие документы по обращению с отходами субъектов Российской Федерации целевых показателей по развитию раздельного сбора основных видов отходов (макулатура, полимеры,  стеклотара, металлы), а именно:
 

    -  доля контейнерных площадок, охваченных инфраструктурой раздельного сбора отходов с круглосуточным доступом (в динамике по годам с перспективой охвата всех контейнерных площадок для сбора ТКО региона);
    -  виды раздельно собираемого вторсырья;
    - количество отбираемого вторсырья с помощью раздельного сбора отходов.

 

    •    В рамках своих полномочий обеспечить внесение изменений в территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами субъектов Российской Федерации, для приведения их в соответствие с приоритетами государственной политики Российской Федерации в сфере обращения с отходами;
 

    •    Принять меры по развитию в субъектах Российской Федерации системы раздельного сбора опасных и органических (пищевых) отходов от населения и юридических лиц, обеспечив население региона необходимой инфраструктурой и установив в руководящих документах по обращению с отходами соответствующие целевые показатели по увеличению количества собираемого вторичного сырья в динамике по годам;
 

    •    Установить предельный тариф на оказание коммунальный услуги по обращению с ТКО, позволяющий населению сокращать свои расходы на вывоз смешанных отходов для захоронения, отдавая предпочтение раздельному сбору отходов, направляемых на утилизацию (использование);
 

    •    Разработать и представить в Правительство Российской Федерации комплекс мер, направленных на ограничение оборота на территории РФ одноразовой тары и упаковки, а также по регулированию сферы обращения с трудноперерабатываемыми композитными материалами (упаковка, состоящая из разнородных материалов);
 

    •    Разработать систему сбора экологических платежей в рамках реализации РОП, позволяющую аккумулировать и расходовать средства целевым образом во избежание субсидирования менее приоритетных направлений обращения с отходами за счет более приоритетных.
 

    •    Сформировать предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающие гармонизацию законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях выработки единых подходов к классификации отходов:
а) Внести изменения в Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающие определение класса опасности отхода в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
б) Предусмотреть в статье 4.1 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, что позволит выработать единые подходы к классификации отходов по принципу «один нормативный акт – одна классификация».
в) Разработать межведомственный нормативный правовой акт, предусматривающий установление критериев оценки класса опасности отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

 

4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

 

    •    Правительству Московской области и Правительству Республики Татарстан привести территориальные схемы обращения с отходами в соответствие с приоритетами государственной политики по обращению с отходами и на основании уточненных целевых показателей пересмотреть решение о необходимости реализации проектов по строительству заводов термического обезвреживания твердых коммунальных отходов (МСЗ);
 

    •    Для актуализации и дополнения информации, содержащейся в территориальных схемах обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, провести работу по их корректировке с учетом выявленных недостатков и полученных замечаний и приведению в соответствие с приоритетами государственной политики в сфере обращения с отходами в Российской Федерации согласно п.2 ст.3 федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
 

    •    Разработать альтернативные проекты с развитием инфраструктуры для РСО и строительством мощностей вторичной переработки отходов в полезную продукцию в соответствии с действующими приоритетами государственной политики в сфере обращения с отходами, установив целевые показатели в динамике по годам и определив мероприятия по предотвращению образования отходов.

 

5. Предложить Президенту Российской Федерации включить в Рейтинг эффективности деятельности губернаторов  следующие показатели:
 

- по осуществлению населением  в соответствующем субъекте Российской Федерации раздельного сбора отходов потребления;
- по обеспечению минимально допустимого уровня сбора и промышленной переработки вторичного сырья;
- по реализации проектов и программ устойчивого развития;
- по ликвидации очагов накопленного экологического ущерба;
- по формированию современной инфраструктуры в сфере обращения с отходами производства и потребления.

 

6. Правительству Российской Федерации, Минприроды России, совместно с СПЧ:
- проработать вопрос о создании государственно-общественной системы мониторинга ситуации с образованием и утилизацией отходов, включая  сбор показателей состояния почвы, воды и воздуха рядом со свалками и полигонами ТКО, а также предприятиями по термическому обезвреживанию отходов.
 

7. Рекомендовать главам субъектов Российской Федерации проведение в средствах массовой информации и информационно-коммуникационной сети Интернет постоянной разъяснительной работы о мерах, проводимых субъектом Российской Федерации по реализации приоритетов государственной политики в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, о существующей системе раздельного сбора ТКО в регионе и о его преимуществе.

 

Настоящие рекомендации приняты Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования “_25__” октября 2017 г.

 

Председатель Совета
М.А. Федотов.

 

НАШ TELEGRAM

Официальные сообщения / 26 / Искандер-ака / Теги: обращение с отходами, мусор, загрязнение среды, СПЧ при президенте РФ, рекомендации / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2017.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru