30.06.2016
«Красный Бор» навёл на мысли
Согласно Решению апрельского совещания группы ХЕЛКОМ PRESSURE, 10 июня 2016 г. в Петербурге был организован ознакомительный визит группы экспертов ХЕЛКОМ на полигон опасных отходов «Красный Бор». Коалиции Чистая Балтика приняла участие в поездке и хотела бы сообщить о следующих наблюдениях, сделанных до поездки и во время нее:

— полигон прекратил прием опасных отходов с 2015 года, как это предусмотрено решением городского суда города Тосно (муниципалитет, где находится полигон), исполненным Правительством Санкт-Петербурга (являющимся владельцем объекта), однако лицензия (разрешение на осуществление деятельности) не была отозвана, чтобы полигон прекратил свою деятельность (процесс вывода из эксплуатации);

— мониторинг ситуации на полигоне осуществляется Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Петербурга, а также уполномоченными федеральными органами власти;

— на полигоне размещается около 2 млн. м3 опасных отходов (как в жидком, так и в твердом виде, содержащихся в нескольких закрытых и открытых картах);

— в настоящее время единственными мерами по снижению воздействия, применяемыми на территории, являются природные геологические условия (четвертичные глины), удерживающие дамбы, внешние и внутренние контуры каналов сбора ливневых вод и очистные сооружения для ливневых сточных вод, поступающих из этих каналов; очистные сооружения состоят из флотационной камеры, песчаных/гравийных фильтров и угольных фильтров, которые промываются регулярно теплой водой, без надлежащего восстановления; Очистные сооружения ливневой канализации функционируют только в теплое время года и степень очистки остается неизвестной (нет официальных данных);

— органы власти Петербурга начали принимать немедленные меры реагирования для того, чтобы взять воздействие полигона под контроль, к примеру, с целью снижения поступления осадков в открытые карты полигона разрабатывается и будет реализована в сентябре-октябре 2016 года система покрытия открытых карт; система будет состоять из плавающей системы понтонов, покрытых полиэтиленом высокой плотности (HDPE), что позволит уменьшить риск случайного переполнения карт и прорыва защитных дамб; эта деятельность будет финансироваться из резервного фонда губернатора Петербурга;

— одновременно с этим, продолжается работа по проведению дополнительных исследований, которые позволили бы дополнить существующие знания о полигоне и заполнить существующие пробелы в данных, с целью принятия решения по стратегии дальнейшей рекультивации территории;
предварительно, такой план рекультивации / стратегия будет включать в себя:

— покрытие открытых хранилищ отходов (смотри выше);

— дополнение существующих очистных сооружений сооружениями предварительной обработки и итогового фотолитического озонирования, для того, чтобы иметь возможность проводить очистку также жидких отходов из открытых карт полигона;

— понижение уровня в открытых картах;

— стабилизация оставшихся тяжелых фракций в открытых хранилищах с помощью цемента или какой-либо другой технологии;

— также на полигоне начата работа по переработке старых автомобильных шин, которые хранились на территории, в "топливные брикеты";

— план рекультивации полигона / стратегия будет разработан в 2016 году и представлен органам власти и общественности на общественных слушаниях;

— расширение очистных сооружений планируется осуществить в рамках Федеральной целевой программы по ликвидации накопленного экологического ущерба;

— соответствующие меры по снижению воздействия должны быть тщательно расследованы с привлечением внешних экспертов; до сих пор нет финансирования запланированных работ.

На основании вышеизложенного, Коалиция Чистая Балтика хотела бы выразить свою благодарность органам власти Петербурга за предоставленную возможность посетить полигон и обсудить планы по рекультивации открыто и конструктивно. Тем не менее, Коалиция Чистая Балтика хотела бы представить предварительные выводы после визита на территорию:

— согласно информации, собранной и представленной органами власти, а также экспертами и НКО, экологическое воздействие полигона на Финский залив и Балтийское море является потенциально значимым, его нельзя недооценивать и оно должно быть сведено к минимуму, чтобы избежать катастрофических последствий, вызванных старением объекта, возрастающим риском наводнений и переполнения карт (принимая во внимание изменение климата) и неопределенность проникновения токсичных химических веществ в грунтовые воды;

— с выводом из эксплуатации полигона опасных отходов «Красный бор» нет другого объекта для хранения такого вида отходов в Северо-Западном Федеральном Округе, состоящего из нескольких федеральных земель с довольно высокой концентрацией объектов промышленности, где потоки таких отходов являются значительными;

— для того, чтобы разработать предложения по проведению восстановительных мер на полигоне, необходимо повышение прозрачности и открытости в части наличия данных о физических и химических свойствах находящихся в картах полигона отходов, а также об эффективности работы очистных сооружений полигона (необходимо знать входящие и исходящие концентрации загрязняющих веществ);

— органами власти Петербурга должен быть принят правовой акт, формирующий основу для вывода из эксплуатации полигона и его и рекультивации; такой правовой акт должен включать четкий план действий и график процесса вывода полигона из эксплуатации, либо должен устанавливать требование его разработки;

— технические решения в рамках стратегии рекультивации должны быть рассмотрены и реализованы только после тщательного изучения состава находящихся на хранении отходов, иначе предлагаемые технологии могут не работать (например, плавающие понтоны могут быть уничтожены очень агрессивными химическими веществами, находящимися в открытых картах, то есть, не станут помехой обводнению карт), запланированная очистка сточных вод должна предусматривать очистку от расширенного спектра загрязняющих веществ, которые могут отказаться в накопленной массе отходов;

— для того чтобы снять напряжение, существующее в данный момент среди общественности, и найти наиболее эффективное решение по рекультивации территории, необходимо улучшение коммуникации между властью и различными заинтересованными сторонами (например, широкой общественностью и организациями гражданского общества);

— процесс государственных закупок для проведения работ по рекультивации территории полигона должен быть прозрачным и открытым для заинтересованных сторон, должен быть организован доступ к документации по закупкам в открытой форме; то же самое — для потенциального международного финансирования рекультивации полигона;

— органам власти Петербурга, Ленобласти и Российской Федерации в целом необходимо в срочном порядке определить меры по обеспечению безопасного обращения с опасными отходами в Северо-Западном Федеральном округе; в долгосрочной перспективе стратегия минимизации образования опасных отходов должна быть направлена на замещение / постепенный отказ от использования опасных веществ в производственных процессах;

— ХЕЛКОМ следует рассмотреть вопрос о создании специальной группы технических экспертов для наблюдения за процессом рекультивации полигона, а также других оставшихся горячих точках ХЕЛКОМ.
Официальные сообщения / 378 / Искандер-ака / Теги: ХЕЛКОМ, полигон Красный Бор, коалиция чистая балтика / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2019.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru   
Google PageRank — Ecoznay.ru — Анализ сайта