30.08.2015
О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации»
Для повышения эффективности экологического образования нужна государственная стратегия поддержки системы непрерывного экологического образования. Проект такой стратегии подготовлен группой ученых, специалистов, практических работников. Он обсуждался на различных конференциях, совещаниях и на парламентских слушаниях в Государственной Думе (отдельные тезисы по проблемам экологического образования в дошкольных учреждениях, подготовленные автором этого материала, получили все участники парламентских слушаний).

Стратегия состоит из ряда разделов.

В первом разделе даются обзор и оценка состояния экологического образования в стране.

Во втором разделе формулируются цели, задачи, принципы экологического образования.

Третий — самый большой — посвящён основным уровням и направлениям деятельности в данной сфере.

Реализации стратегии будут способствовать материалы, изложенные в четвертом и пятом разделах: «Управление, координация и финансирование организации экологического образования на федеральном, региональном и местном уровнях» и «Механизм реализации стратегии экологического образования в Российской Федерации».

Раздел III. «Основные уровни и направления экологического образования» состоит из подразделов, посвященных экологическому образованию в семье, в дошкольных учреждениях, в школе и учреждениях дополнительного образования, в высших учебных заведениях; роли в этом процессе особо охраняемых природных территорий, музеев, библиотек, общественных движений и партий, средств массовой информации и т.д. Каждый подраздел составлен по одной и той же схеме. Подраздел «Экологическое образование в дошкольных учреждениях», с которым мы предлагаем вам познакомиться, один из самых объемных и детальных.

Раздел III. Основные уровни и направления экологического образования

Важнейшим условием создания системы экологического образования в Российской Федерации является участие в этом всех государственных и социальных институтов, социальных групп и слоев населения. Формирование экологической культуры невозможно без семьи, образовательных учреждений всех уровней, государственных, общественных, политических, религиозных и профсоюзных организаций, учреждений культуры, науки, туризма и спорта, средств массовой информации, Вооруженных Сил.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы — в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира — в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности — в периоды взросления и зрелости.

Экологическое образование в дошкольных учреждениях

Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья — детский сад — школа — вуз — профессиональная деятельность).

Из Рекомендаций Парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98


Цель. Воспитание социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним; формирование базовой системы ценностей, соответствующей задачам экологического образования.

Задачи. Создание федеральных и региональных баз данных об опыте дошкольных учреждений по экологическому образованию детей и их родителей. Обмен опытом в области экологического воспитания дошкольников с другими странами. Разработка требований в области экологического образования, предъявляемых к дошкольным учреждениям, и экологического компонента базисных характеристик личности ребенка-дошкольника. Организация экспериментальных площадок федерального и регионального уровней на базе лучших дошкольных учреждений. Введение в штаты дошкольных учреждений должности воспитателя-эколога.

Основные направления. Воспитание любви и уважения к природе, понимания ее самоценности. Формирование чувства эмоциональной близости с природой, умения видеть ее красоту. Формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе (прежде всего ближайшего окружения). Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения. Формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни. Воспитание осознанно бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира. Формирование основ экологической культуры. Приобщение к общественно полезному труду, помощи другим членам семьи, уходу за домашними животными и растениями. Формирование умений и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде. Привлечение к участию в посильных действиях по сохранению природы и улучшению ее состояния.

Средства. Педагогические модели, основанные на принципах интеграции и экологизации всего образовательного процесса (формирование экологического мировоззрения через все виды деятельности ребенка: музыкальную, художественную, экспериментирование, наблюдение и т.п.). Экологизация развивающей предметной среды, создание комплекса условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольных образовательных учреждений (экологические комплексы, живые уголки, отдельные комнатные животные, растения), так и за их пределами (экологические тропинки, сады, огороды и т.п.). Методики экологического просвещения родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения. Программы экологического образования сотрудников дошкольных учреждений. Система координации работы дошкольного учреждения в области экологического образования с государственными (органы образования, комитеты по экологии, заповедники, медицинские учреждения и др.) и общественными организациями.

Первоочередные мероприятия. Создать федеральные и региональные базы данных об опыте дошкольных учреждений по экологическому образованию детей и их родителей. Провести обмен опытом в соответствующей области с другими странами. Разработать требования в области экологического образования, предъявляемые к дошкольным учреждениям, и экологический компонент базисных характеристик личности ребенка-дошкольника. Продолжить организацию экспериментальных площадок федерального и регионального уровня на базе лучших дошкольных учреждений. Обобщить и распространить наиболее удачный опыт работы экспериментальных площадок разного уровня в виде книг и видеофильмов. Подготовить к изданию серии учебно-методических комплектов, методических и наглядных пособий, научно-популярных книг для педагогов и книг для детей, выпустить экологически ориентированные игрушки и игры (включая компьютерные), оборудование, видеофильмы, аудиозаписи, детские теле- и радиопередачи, фильмы, мультфильмы, периодические издания экологического содержания. Организовать ежегодные всероссийские, региональные выставки, конкурсы среди дошкольных образовательных учреждений на лучшую организацию работы по экологическому образованию и конференции по обмену опытом. Организовать регулярную подготовку и переподготовку кадров в области экологического образования дошкольников. Ввести в дошкольных учреждениях должность воспитателя-эколога.

Н. РЫЖОВА,
член коллектива по разработке проекта
«Стратегии экологического образования в Российской Федерации»,
доктор педагогических наук.


Рыжова Н. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 18–20.
Статьи / 637 / Искандер-ака / Теги: экологическое образование / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2019.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru   
Google PageRank — Ecoznay.ru — Анализ сайта