18.08.2018
Нет правовых оснований!


Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края официально признало, что планы по строительству в Сочи мусоросжигательного завода (МЗС), о чём минувшей весной заявляли власти города-курорта и компания "РТ-Инвест", не имеют под собой никаких правовых оснований.

 

Ведомство ответило за запрос Экологической Вахты, в котором мы просили разъяснить, на основании каких документов и решений, принятых на краевом уровне, планируется строить МСЗ, и подтвердило то, что "инвестиционный проект" не отвечает действующей в регионе Территориальной схеме обращения с отходами.

 

Напомним, что весной ООО "РТ-Инвест", которое является "дочкой" госкорпорации "Ростех", заявило о намерении организовать в Краснодарском крае два кластера по обращению с отходами – в Сочи и на Таманском полуострове (третий "кластер" на юге России должен появиться в Ставропольском крае, в районе Кавминвод). Первый мусоросжигательный завод ООО "РТ-Инвест" анонсировало в Сочи – здесь планируется сжигать до 550 тыс. тонн ТБО в год, вырабатывая при этом около 55 МВт электроэнергии. Таких объёмов мусора сам город Сочи не производит, и чтобы обеспечивать мощности сырьём, "РТ-Инвест" заявило о намерении возить ТБО в Сочи также из Туапсинского района, Геленджика и Горячего Ключа.

 

Таманский "кластер" по мощности более чем в два раза превосходит сочинский. "РТ-Инвест" планирует сжигать здесь до 1,25 млн. тонн ТБО из Темрюкского района, Анапы, Новороссийска, а также из Крыма (обратно в Крым предполагается поставлять электроэнергию, которой на таманском МЗС предполагается вырабатывать до 120 МВт в год).

 

Вояжи в регион представителей "РТ-Инвест" сопровождались мощной пиар-кампанией в местных СМИ и Интернете (в соцсетях даже были созданы фейковые группы и сообщества "местных жителей", "поддерживающих" планы по строительству МСЗ).

 

Впрочем, в июле выяснилось, что конкурсы по отбору инвесторов для строительства т.н. "заводов по термической переработке отходов" в Краснодарском и Ставропольском краях не состоялись по той причине, что ни одна компания не изъявила желания поучаствовать в них. Однако даже если бы компании-инвесторы были отобраны, это бы не означало, что, в частности, для строительства МСЗ в Сочи появились бы какие-то законные основания.

 

ЭкоВахта подробно разъясняла, почему мусоросжигательные проекты в Краснодарском крае не только неприемлемы с экологической точки зрения, но и абсурдны с экономической. Кубань не испытывает никакого энергодефицита (даже существующие в регионе ТЭЦ не загружены на полную мощность), который бы требовал производить электроэнергию таким чудовищным и неприемлемым способом как сжигание смешанного, несортированного, не обезвреженного мусора, взимая при этом с потребителей электроэнергии повышенный тариф.

 

Более того, планы по строительству МЗС в Сочи и на Тамани противоречат действующей в Краснодарском крае Территориальной схеме обращения с отходами – основному нормативному документу, который регулирует развитие инфраструктуры по обращению с отходами производства и потребления в нашем регионе.

 

В этом документе прописано, что Сочи отнесён к числу муниципальных образований, с территории которых должен осуществляться вывоз ТБО (а не наоборот) и где не предусматривается строительство каких-либо производственных мощностей по переработке мусора.

 

В июне этого года ЭкоВахта обратилась в прокуратуру Краснодарского края с требованием проверить действия ООО "РТ-Инвест" и администрации г.Сочи, которые уже едва ли не приступили к отбору площадки под размещение МСЗ, а также мы направили запрос в Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края - из этого органа недавно и был получен ответ.

 

"В соответствии со Схемой муниципальное образование город Сочи включено в состав Белореченского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса. Образующиеся на территории г.Сочи твердые коммунальные отходы подлежат сортировке и транспортировке на Белореченский комплекс. Указанной Схемой не предусмотрено строительство объектов обезвреживания и размещения твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории муниципального образования город Сочи, внесение изменений относительно строительства заводов термической утилизации, в том числе в г.Сочи, на сегодняшний день министерством не планируется", - сообщается в ответе за подписью первого заместителя министра ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Андрея Киселёва.

 

Таким образом, в министерстве официально подтвердили, что никто из продвиженцев проекта по строительству МСЗ даже не делал попыток инициировать изменения в Территориальной схеме обращения с отходами (внесение таких изменений - это отдельная и сложная процедура, которая тоже предусматривает проведение экологической экспертизы).

 

В то же время, в письме сообщается, что из-за "сложной ситуации, сложившейся с твердыми коммунальными отходами в г.Сочи", в городской администрации действительно прорабатывают вопрос о строительстве мусоросжигательного завода, и интересно здесь даже не то, что администрация мэра Пахомова заинтересовалась очередным коррупционным проектом, а то, как и почему в Сочи вообще сложилась "сложная ситуация" с мусором.

 

Напомним, что Сочи должен был стать первым в России городом, где должен был быть внедрён стандарт "ноль отходов", в соответствии с которым весь образующийся в городе мусор должен был подлежать тотальной сортировке на полезные фракции вторсырья, с последующей его переработкой. Такие обязательства Россия давала Международному олимпийскому комитету, когда шла подготовка к Олимпийским играм 2014 года.

 

Однако в итоге в городе не то что не появилось никакой целостной системы по обращению с отходами, а даже не был реализован хотя бы экспериментальный проект по раздельному сбору ТБО. "Решение проблемы" было найдено в том, что мусор из Сочи стали вывозить в другие районы края, где тоже, по принципу домино, был спровоцирован мусорный кризис (история позорного провала "ноля отходов" подробно описана в нашем докладе "Сочи-2014: десять лет без права на закон. Как строили "лучший мир").

 

Впрочем, сегодня уже безо всякой Олимпиады власти Сочи не просто могут, а обязаны внедрять раздельный сбор, потому как за последние годы на федеральном уровне был принят целый ряд нормативно-правовых актов, которые регламентируют политику обращения с бытовыми отходами. Так, например, с 1 января этого года действует Постановление правительства РФ № 1589-р, которое утвердило перечень видов отходов производства и потребления, захоронение которых запрещается.

 

Кроме того, действующий в нашей стране законе "Об отходах производства и потребления" и вовсе устанавливает чёткую иерархию методов обращения с отходами от более предпочтительных (повторное использование, предотвращение образования отходов, раздельный сбор отходов, сортировка, переработка в полезную продукцию) к менее предпочтительным (сжигание и захоронение).

 

Иными словами, всё, что нужно сочинским чиновникам для преодоления мусорного кризиса - это выполнять требования закона, а не тащить в город сомнительных бизнесменов с экологически опасными проектами, способными уничтожить город как курорт, превратив его в южное подобие Челябинска или Норильска.

 

Экологическая Вахта продолжает следить за ситуацией вокруг планов по строительству на юге России мусоросжигательных заводов. Расслабляться и праздновать победу ещё слишком рано.

 

Дмитрий ШЕВЧЕНКО,
Экологическая Вахта по Северному Кавказу.

 

Подробная информация: (918)2112544

 

Ответ Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края

 

Информация о Конкурсном отборе проектов ТБО в Краснодарском и Ставропольском краях на 2023 и 2024

 

Выписка из ЕГРЮЛ об ООО "РТ-инвест"

 

Сайт #СтопМСЗ с информацией об опасностях сжигания ТБО и рекомендациями по противодействию таким проектам

 

Опубликовано на сайте Эковахты по Северному Кавказу 17 августа 2018 года.

 

Источник: http://ewnc.org/node/25722

Статьи / 38 / Искандер-ака / Теги: сжигание мусора, МСЗ, экология, МУСОРОСЖИГАНИЕ, загрязнение воздуха, мусоросжигательный завод, сочи / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 1
Молодцы кубанские общественники-экологи (Эковахта по Сев. Кавказу - именно общественная организация, у истоков создания которой стоял мой коллега и приятель Андрей Рудомаха), вывели-таки на чистую воду этот московско-кубанский симбиоз "мусорной" мафии! Отличный пример для общественности других регионов, куда этот (или другой подобный) спрут успел раскинуть свои щупальца.
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2018.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru   
Google PageRank — Ecoznay.ru — Анализ сайта