27.11.2018
«Мусорная» реформа — провал или второе дыхание?

На прошлой неделе кассационная инстанция удовлетворила жалобу ООО «Новый свет-ЭКО» в отношении конкурса по выбору единого регионального оператора по обращению с коммунальными отходами.

Как и ранее сообщалось в СМИ, и указано в решениях ФАС и суда, конкурс, организованный питерским комитетом по благоустройству, был проведен с грубыми нарушениями закона, а выбранный региональный оператор был предопределен заранее, что фактически исключило конкуренцию и возможность профессиональных компаний выиграть торги. Некоторые аналитики сочли это решение суда свидетельством провала «мусорной» реформы.


Правда, это решение касается лишь южной части города, но с большой долей вероятности аналогичный сценарий в ближайшее время уготован и северной.

Мы обратились к профессиональным участникам рынка, экспертам и экологическим организациям, чтобы узнать, чем может грозить жителям города отсутствие регионального оператора.

Как оказалось, страхи явно преувеличены и без регионального оператора в Петербурге будет во всяком случае не хуже. Модернизация отрасли всё равно состоится, ибо иного пути нет: возможности складировать мусор без переработки практически полностью исчерпаны. Да и сам городской комитет по благоустройству неоднократно сообщал, что отсутствие регионального оператора не приведет к срыву санитарной очистки города и вывоза из него мусора — перевозчики продолжат вывоз и уборку города, как и раньше.

Город, получив, наряду с Москвой и Севастополем, отсрочку на 3 года, если, конечно, так решит Государственная Дума, где сейчас рассматривается это предложение, сможет провести тщательную работу по подготовке действительно предметной, реальной и работоспособной территориальной схемы, разработает и утвердит понятную и необходимую программу развития отрасли «безотходной переработки отходов».

А в перспективе, разумеется, все опрошенные ждут от города проведения нового конкурентного конкурса и выбора действительно профессиональной компании в качестве регионального оператора с инвестиционной программой, конкретными задачами по строительству экологически безопасных и современных технопарков переработки отходов и, что очень важно, — прозрачной и понятной всем, в том числе и населению, схемой работы.

В АО «Автопарк №1 «Спецтранс» так прокомментировали возможности, открывающиеся в результате применения новых технологий в «мусорной» отрасли:

«В части модернизации системы вывоза мусора в городе необходимо реконструировать контейнерные площадки, установить датчики наполнения и возгорания, систему наблюдения за площадками посредством веб-интерфейса, оборудовать площадки противогазовыми аэрозолями, а также установить отдельные контейнеры для сбора опасных отходов.

За счет внедрения современных стандартов вывоза можно и нужно обеспечивать качественно новый подход к системе сбора и транспортировки отходов. Уже сегодня мы прогнозируем скорый вывод на линию современных мусоровозов, отвечающих стандартам Евро 6 и работающих на метане (часть наших машин работает именно так и сегодня), создания современной системы «абонент-оператор», в которой услуга будет оказана абоненту в срок не более 2-х часов, фотофиксации вывоза, связи с водителем мусоровоза и т. д.

За счет внедрения такой — совершенно иной — транспортной модели можно существенно разгрузить уличную и дорожную сеть города и получить экономию топлива.

В результате системной работы будут ликвидированы незаконные свалки, несанкционированные места накопления отходов и фактически ликвидирован вывоз отходов в леса и на загородные пустыри и выработанные карьеры.

В части инфраструктурных изменений системы обращения с твердыми коммунальными отходами в городе основной упор необходимо сделать на оперативную реконструкцию заводов МПБО без привлечения средств бюджета. Необходимо создавать новые перерабатывающие вторичное сырье производства и организовать продажу вторичного сырья для включения его в хозяйственный оборот (только пластика, по нашим расчетам, будет выделено из ТБО более 200 тыс. тонн в год).

За счет использования современных технологий будет получена электрическая энергия и газ, которые послужат топливом для заправки наших автомобилей. Мы сможем добиться того, что отпадет необходимость в полигонах для захоронения отходов – захораниваться будет лишь небольшая часть из всего объёма мусора, поскольку почти всё будет переработано — либо во вторичное сырье, либо в искусственный щебень, либо в биогаз.

Считаем также целесообразным внедрение обучающих и познавательных программ для жителей города в части повышения культуры обращения с отходами»
.

«Довольно скоро настанет время, — прокомментировал ситуацию руководитель Северо-Западного Зеленого Креста Юрий Шевчук, — когда не мы будем платить за вывоз мусора из наших домов — наоборот, нам будут платить за то, что сдали сырье на переработку на самоокупаемые мусороперерабатывающие заводы. Именно такую цель нужно поставить в ходе «мусорной» реформы. И тогда она будет безусловно поддержана населением».

Наталия МАТВЕЕВА,
Северо-Западный Зеленый Крест.

ОТ РЕДАКЦИИ.
Всё это хорошо, да смущают две вещи.

Во-первых, автор, надо понимать, поддерживает идею единого (то есть, избавленного от какой-либо конкуренции) регионального оператора, что в самую первую очередь хоронит какой-либо смысл «мусорной» реформы. Мы ведь не ребяты — сознаём, что даже вроде бы и выбранный по конкурсу этот «единый» будет выбран всё равно из близких к власти бизнесов (других к конкурсу попросту не подпустят), а стало быть получит всевозможные преференции, вроде уже сейчас немыслимо задранных тарифов на вывоз мусора. А значит станет не нас «санитарить», а обогащаться за наш счёт почём зря, всё более погружая при этом Северную столицу в мусорный хаос.

Но даже если мы и ошибаемся и этот «единый», имея возможность безраздельно нажираться шальными деньгами, окажется вдруг «язвенником» или стыдливым радетелем интересов народа и станет чистить-драить город чуть не даром, но при этом со старанием в нашем богоспасаемом Отечестве невиданном со времён прославленных татарских дворников (впервые, кстати, в истории капитализма!), шибко смущает вот этот пассаж: «За счет использования современных технологий будет получена электрическая энергия и газ, которые послужат топливом для заправки наших автомобилей».

Это что, значит, ТБО предлагается жечь? Неужто незадачливый автор, следом за мягко говоря чудаками из АО «Автопарк №1 «Спецтранс», полагает, что такая «мусорная» реформа будет «безусловно поддержана населением»?

Это вряд ли — не то уже пошло «население»: оно, слава богу, начало наконец понимать что к чему (усилия в том числе и нашего ресурса по экологическому просвещению простых петербуржцев, представляющих их политических партий и иных общественных организаций, да и их депутатов не пропали даром) и, конечно же, не допустит строительства в Петербурге мусоросжигательных заводов. А в Ленобласти этого не попустит, как он сам сие не раз подтверждал, губернатор Александр Дрозденко.

Так что от помыслов посжигать чего-нибудь из ТБО помышляющим резон отказаться — поезд, как говорится, ушёл.

Статьи / 59 / Искандер-ака / Теги: реформа, обращение с отходами, мусороперерабатывающий завод, ТБО, сжигание мусора, мусор, полигоны / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2018.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru   
Google PageRank — Ecoznay.ru — Анализ сайта