18.04.2019
Канцерогенный центр

Месяц назад в Петербурге проходил ежегодный международный форум «Экология большого города». Он изобиловал мероприятиями, среди которых было и заседание «круглого стола» на тему «Формирование взглядов экологической безопасности будущего». На нём два доктора медицинских наук и профессора — директор Северо-Западного научного центра гигиены и общественного здоровья Сергей Анатольевич Горбанев и главный научный сотрудник отдела анализа рисков здоровью населения данного центра Ольга Ивановна Копытенкова представили свой доклад «О риске здоровью населения и загрязнении окружающей среды в Санкт-Петербурге».

Доклад, содержащий результаты исследования влияния дорожно-автомобильного комплекса на показатели здоровья населения, вызвал огромный интерес участников заседания «круглого стола» и оживленную дискуссию. Некоторые дискутанты даже сочли его сенсационным. Поэтому мы с разрешения авторов доклада доводим его содержание до сведения широкой общественности, которая вправе знать, какому риску подвергается наше с вами здоровье.


Обоснованием актуальности исследования являются данные международных исследований, свидетельствующие о том, что за последние годы в мир возросло число аллергических заболеваний дыхательной системы, кожи и подкожной клетчатки (до 20% детского населения). В научной литературе даже введен термин — «полиорганная аллергия, или синдром химической гиперчувствительности». Аллергическими заболеваниями в США и Западной Европе страдают от 3 до 7% детей. В России также отмечено повышение распространенности болезней аллергической природы, частота бронхиальной астмы в детской популяции России достигает 3%.

Интенсивный рост числа не только аллергических болезней, но и онкологической патологии отмечается в последние десятилетия во всех развитых странах мира.

В настоящее время зависимость «доза — эффект» по рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) проводится на основе оценки риска здоровью популяции.

Важнейшим элементом оценки риска является выявление количественной характеристики опасности, связанной с изменением естественного ксенобиотического профиля среды, и определение вероятности такого воздействия.

Рекомендации ВОЗ определяют риск как «ожидаемую частоту нежелательных эффектов, возникающих от заданного воздействия загрязнителя». Оценка риска здоровью населения в настоящее время проводится в соответствии с методическим руководством «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (Р 2.1.10.1920-04). Дополнительно для оценки риска используют современные методики оценки риска здоровью населения в соответствии с Методическими рекомендациями 2.1.10.0062-12 «Количественная оценка неканцерогенного риска при воздействии химических веществ на основе построения эволюционных моделей» и Методическими рекомендациями 2.1.10.0059-12 «Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума».

Потенциально опасными для человека являются десятки тысяч химических веществ. Однако оценка состояния атмосферного воздуха, как во всем мире, так и в России осуществляется на постоянной основе по 10—12 веществам, включая многокомпонентные «взвешенные вещества» как одно вещество, т.е. пыль. В то же время официальные источники, например доклад «Об экологической ситуации в Санкт-Петербурге в 2017 году», свидетельствуют о том, что пыль по своему химическому составу может содержать токсичные вещества, канцерогены, аллергены.

Результаты исследования показали, что у детей, проживающих в центральной части города (с интенсивными транспортными потоками), по сравнению с детьми, проживающими в других мегаполисах, статистически значимо чаще (в 1,2 — 1,3 раза) диагностируются заболевания, сопровождающиеся аллергическим компонентом, болезни эндокринной системы (в основном за счет гипотиреоза и тиреотоксикоза), патология сердечно-сосудистой системы (за счет болезней, связанных с повышенным артериальным давлением) и новообразования. Кроме того, установлено, что они чаще болеют экозависимыми заболеваниями дыхательной системы, кожи и подкожной клетчатки, мочевыводящей системы, патогенетически связанными с загрязнением атмосферного воздуха. Полученные данные сопоставимы с результатами, полученными для других крупных городов (Москва, Казань, Пермь и др.).

При расчете вероятности и оценке риска здоровью установлено, что величины показателей канцерогенного риска в пригородах находятся, в основном, на уровне 10-4 — 10-5, характерном для большинства городов России. Вместе с тем, величины показателей канцерогенного риска на жилых территориях центральной части с застройкой улицы-каньоны в домах, непосредственно прилегающих к проезжей части города, находятся на уровне 10-3, что характеризует канцерогенный риск как значительно выше приемлемого. Ведущее место среди канцерогенов занимают хром и формальдегид.


Расчетный показатель Hi неканцерогенного риска для центральной части города в домах, прилегающих к автомобильным дорогам, с интенсивным транспортным потоком составляет 15,4 до 22,2 и оценивается как «чрезвычайно высокий». Основными органами и системами, подверженными риску, являются органы дыхания, иммунная, сердечно-сосудистая и нервная системы.

Основной вклад в суммарный расчетный индекс неканцерогенного риска вносят соединения тяжелых металлов и формальдегид. Вклад других органических загрязнителей (диоксид серы, 1,3 бутадиен, толуол, ксилолы, стирол, бензол, этилбензол и др.) значимы, но существенно ниже.

Количественная оценка неканцерогенного риска проведена и с помощью расчета и построения эволюционных моделей риска с учетом химического загрязнения воздушной среды и сверхнормативного акустического воздействия, создаваемого автомобильным транспортом. Динамика показателя риска здоровью населения для изучаемых условий Санкт-Петербурга (в среднем по городу) показывает, что риск характеризуется как «высокий» для людей, начиная с возраста 54 года (постоянное проживание в условиях городской среды), в возрасте 66 лет показатель риска переходит в категорию «экстремальный». В центральной части города в условиях проживания в домах, непосредственно прилегающих к проезжей части с интенсивным движением автомобильного транспорта, период «высокого» риска начинается с возраста 48 лет, период «экстремального» риска начинается ориентировочно в возрасте 60 лет (т.е. на 6 лет раньше).

Расчетные показатели прогнозируемой продолжительности жизни населения центральной части города на 8,2 года меньше по сравнению с ППЖ всего населения города (74,3 года вместо расчетной 82,5 года).

Современное состояние окружающей среды города вызывает озабоченность, прежде всего в связи с высокими расчетными уровнями канцерогенного риска для населения, проживающего в центральной части города и подвергающегося загрязнителей атмосферного воздуха и сверхнормативного акустического воздействия в результате интенсивной эксплуатации автомобильного транспорта.

Применение предложенного подхода к проведению исследований соответствует международным принципам оценки риска для здоровья от загрязнения воздуха (AP-HRA), которые свидетельствуют, что результаты оценки риска здоровью населения являются важным инструментом для обоснования решений государственной политики.

 

Статьи / 28 / Искандер-ака / Теги: сзнц гигиены и общественного здоров, петербург, прогнозируемая продолжительность жи, ППЖ / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2019.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru   
Google PageRank — Ecoznay.ru — Анализ сайта