26.01.2018
Итоги Года экологии в Башкирии

Учитывая большую концентрацию на территории Республики Башкортостан (РБ) крупных вредных производств, Башкирия имеет ведущие в ПФО показатели антропогенного воздействия на окружающую среду по природным сферам и по экологически обусловленной заболеваемости населения, имеющими тенденции к увеличению в связи с процессом накопления вредных веществ в окружающей среде, отсутствием эффективной экологической политики и недостоверной статистической и иной отчетности (на основе которой делаются выводы о динамике состояния окружающей среды). В плане отмечаемых локальных проявлений экологического кризиса в республике за 2017 год можно отметить только некоторое торможение негативных процессов в состоянии окружающей среды.

Результаты анализа плана мероприятий по проведению Года экологии в РБ показывают следующее:

1. Организационно-политические аспекты

1.1. Утвержденный Правительством РБ План мероприятий Года экологии в РБ имеет 118 пунктов с общим финансированием из бюджета — около 1,5 млрд рублей. План составлен без указания по пунктам на объем выделенных средств, субъект финансирования и экологическую эффективность, поэтому его реальное выполнение проконтролировать весьма сложно.

1.2. Ответственное за координацию выполнения Плана — Минэкологии РБ. Из 118 мероприятий только в 30-ти участвует Минэкологии РБ совместно с иными органами. Самостоятельно Минэкологии РБ реализует только 3 мероприятия (форум, выставка фотографий и пропагандистский проект «Зеленая Башкирия»), плюс 3 — финансирует из бюджетных средств проекты по расчистке участков русел рек.

1.3. Отсутствуют мероприятия по совершенствованию республиканского законодательства. То есть, Госсобрание РБ. Правительство РБ и органы местного самоуправления РБ, как субъекты правового регулирования, не участвовали в проведении Года экологии. Соответственно за 2017 год не заложены правовые механизмы по диверсификации охраны окружающей среды и перспективам улучшения состояния окружающей среды. Отсутствует концептуальный нормативный акт республиканского значения, соответствующий «Стратегии экологической безопасности в РФ на период до 2025 года», утвержденной Указом Президента РФ 19 апреля 2017 г.

1.4. Отсутствуют мероприятия по лесовосстановлению, озеленению населенных пунктов и их зеленых зон, по охране земель.

1.5. Отсутствуют мероприятия по охране и воспроизводству рыбных запасов в водоемах на территории РБ.

1.6.Отсутствуют мероприятия по обеспечению населения полной, своевременной и объективной информацией о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, в том числе по расходованию бюджетных средств а охрану окружающей среды. При этом республиканским СМИ дано неофициальное указание не публиковать информацию об острых экологических проблемах, заболеваемости и преждевременной смертности населения в результате воздействия антропогенных факторов

1.7. Отсутствуют мероприятия по профилактике и контролю за вредными физическими воздействиями (шум, вибрации, электромагнитное излучение, радиация, тепловое загрязнение).

1.8. Отсутствует мероприятия по охране недр и пресных подземных вод, по организации элементарного контроля за добычей общераспространенных полезных ископаемых, по восстановлению госмониторинга за состоянием пресных подземных вод и т.д.

1.9. Отсутствуют мероприятия по привлечению средств федерального бюджета на природоохранные цели. За последние годы, включая 2017 г., не представлено ни одного проекта для получения федерального финансирования на решение экологических проблем региона. Проекты строительства набережной реки Уфа в микрорайоне Сипайлово и набережной реки Белая вблизи телецентра в Уфе (федеральный бюджет) никакого отношения к охране природы не имеют.

1.9. 1 Стерлитамакский район и прилегающая территория южного промузла РБ фактически являются зоной экологического бедствия, но Минэкологии РБ официально отказалось даже изучить этот вопрос. (Ст. 57 ФЗ «Об охране окружающей среды».)

2. Управление отходами

Показатель раздела Плана мероприятий: доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления в 2017 году — 23,7%.

Не подтверждается. Данная цифра лукаво не разделена на коммунальные и производственные отходы, поэтому проверить исполнение невозможно. В коммунальных отходах нет увеличения процента сортировки, переработки и использования отходов за 2017 г., Две линии сортировки на 2017 год так и не запущены. Сортируется около 5% от объема образующихся ТКО. Глубокой переработки отходов почти нет и создание таких предприятий не поощряется республикой. Свалок становится все больше. Фильтрат и свалочный газ на полигонах не собираются и не утилизируются. Из 47 бюджетных полигонов только 31 включены в ГРОРО (остальные — бросовые затраты бюджетных средств). Ни одна свалка не рекультивирована (не подтверждается проектной документацией, положительным заключением госэкпертизы или хотя бы актом сдачи-приемки рекультивированных земель). Число имеющихся в РБ несанкционированных свалок занижено Министерством экологии РБ ориентировочно в несколько раз. Не построены полигоны ТКО в Дуванском, Благоварском и Дюртюлинском районах, предусмотренные Планом Года экологии. Ни одного мусоросортировочного комплекса или мусороперегрузочной станции также не построено. Инвестиционная политика в этой сфере — нулевая.

Ни одного нового объекта размещения опасных производственных отходов в РБ также не построено. Есть только захоронение опасных промышленных отходов, не имеющих гидроизоляции, в том числе в пределах территории городов. К примеру, до сих пор продолжается эксплуатация и не принимается абсолютно никаких мер по Цветаевскому полигону опасных химотходов в Гафурийском районе, по Михайловскому карьеру вблизи города Салават и др.

На протяжении последних десяти лет Минэкологии РБ, ответственное за безопасное обращение с отходами на территории РБ, усиленно лоббирует и всеми способами поощряет коммерческие интересы ООО «Вториндустрия», завалившего отходами бюджетный полигон ТКО в черте города Стерлитамака и упорно стремящееся построить 2-ю очередь данного полигона, противодействуя массовым протестам населения, Управлению Росприроднадзора по РБ и прокуратуре РБ, доказавшим через суды незаконность данных действий.

В настоящее время проектный объем свалочного тела данной огромной свалки (в границах Стерлитамака) переполнен, но с согласия Минэкологии РБ и администрации ГО г. Стерлитамак объект продолжает эксплуатироваться при наличии близрасположенных альтернативных и законных объектов размещения отходов (все управляющие компании и предприятия везут отходы именно на этот объект в Стерлитамаке, но санкции к ним природоохранный орган не применяет). При этом от рекультивации данной свалки, на которую потребуется не менее 1 млрд руб., отказывается и ООО «Вториндустрия», и администрация города, и Минэкологии РБ. В ближайшее время следует ожидать создания чрезвычайной ситуации, подобной массированному загрязнению от свалки «Кучино» в Москве, экологический ущерб от которой оценивается в 2 млрд руб.

Аналогичная ситуация искусственно создана органами местного самоуправления при поддержке и бездействии Минэкологии РБ в г. Салавате, где в черте города незаконно (не включена в ГРОРО) с грубейшими нарушениями эксплуатируется непроектная свалки отходов ООО «Спецавтохозяйство». Непроектная свалки города Мелеуза закрыта судом по иску Управления Росприроднадзора по РБ, но продолжает неофициально принимать отходы на захоронение по указанию администрации МР «Мелеузовский район» и при бездействии Минэкологии РБ в отношении предприятий, передающих отходы на захоронение. Отсутствуют полигоны ТКО в Зауралье (гг. Сибай и Баймак).

При этом идет процесс блокирования производственной деятельности самого современного в ПФО мусоросортировочного и перерабатывающего комплекса, построенного ООО Эко— СИТИ в Ишимбайском районе по договору концессии с Администрацией МР «Ишимбайский район», в результате чего загруженность комплекса составляет всего 20%, прекратились инвестиции в подобного рода строительство в РБ, а отходы южного промузла незаконно захораниваются на непроектных свалках в городах Стерлитамак и Салават, создавая огромные экологические и финансовые проблемы для населения и республики в целом.

С 1 января 2017 года вступили в действие ст. 80.1. и ст. 80.2. ФЗ «Об охране окружающей среды» — «Ликвидация накопленного экологического вреда». Вопреки данным требованиям в РБ не начата работа по постановке на учет таких объектов, не проведена инвентаризация отработанных и незаконных свалок ТКО и полигонов промотходов, не подготовлены современные проекты и не получены соответственно положительные заключения госэкпертизы по проектам санации территории «Уфахимпрома» в Уфе (самый мощный в мире источник диоксинов и фуранов), Семеновской золотоизвлекающей фабрики в Баймакском районе, не разработаны проекты санации почв и водных объектов (р. Худолаз и др.) Зауралья.

Федеральный бюджет для решения проблем управления отходами в отличии от иных субъектов федерации, Республикой Башкортостан не привлекается. Реформа управления отходами, проводимая в России по прямым поручениям Президента РФ, в РБ искусственно тормозится. (Уже 26 субъектов федерации провели аукционы регоператоров ТКО, тогда как РБ лишь планирует это делать во 2 квартале 2018 г.)

3. Водные ресурсы

Показатели: объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты с учетом снижения за счет внедрения природоохранных мероприятий (от уровня 2012 года) в 2017 году — 302,9 млн. куб. м; объем водообеспеченности поверхностных водных объектов в 2017 году — 13,43 млн. куб. м.

Что такое «объем водообеспеченности», не понимают даже специалисты-водники. В любом случае, откуда взялась эта цифра и как ее можно спрогнозировать — загадка для всех специалистов.

Не подтверждается. Годовой объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты РБ – около 0,5 млрд куб.м в год, из них только 4% очищаются до нормативов (общероссийский показатель — 11%) согласно Стратегии экологической безопасности РФ — Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г.). План года экологии включает показатель снижения объема сброса на 200 млн куб.м в год.(?!!!).

При этом большинство мероприятий по реконструкции очистных сооружений на 2017 год — переходные. Строительство канализации и расчистка русел не влияют на сброс сточных вод.. За счет чего сокращается сброс на 200 млн куб.м в год? Введены в эксплуатацию лишь очистные сооружения завода Мономер на ОАО ГПНХС», но это объем в 50 куб.м в час и только производственных стоков.

БОС «Уфанефтехима» АНК «Башнефть» (ввод в 2018 г.) и станции фильтрации «Башкирской содовой кампании», реконструкция очистных сооружений ГПНХС — объекты не введены в эксплуатацию в 2017 г.. Указанные объекты построены благодаря активной и профессиональной исковой и административной работе Управления Росприроднадзора по РБ.

Идет многолетний процесс накопления токсичных веществ в донном иле водных объектов.

При этом города и иные населенные пункты все расширяются и увеличивают водопотребление (за счет неконтролируемого бурения скважин и строительства водозаборов и водопроводов), не обеспеченное канализацией и очисткой стоков.

Результат : большинство водотоков РБ, реки Белая и Уфа имеют категории загрязненная, грязная, очень грязная, и за 2017 год категорию не изменили. Использовать воду данных водотоков даже для сельского хозяйства и для купания уже опасно для здоровья населения. Органам власти РБ необходимо решить вопрос запрета на новое строительство в городах и поселках, не обеспеченное канализацией и очистными сооружениями (п.1 ст. 44 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Запасы подземных вод на территории РБ постепенно (местами активно) загрязняются коммунальными стоками (миллионы септиков и выгребов), незаконными многочисленными захоронениями бытовых и промышленных отходов, а также полигонами и свалками, горнорудной и нефтедобывающей промышленностью.

4. Охрана атмосферного воздуха

Показатель: снижение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет выполнения природоохранных мероприятий в 2017 году — 0,74 тыс. т. Это меньше одного процента (на уровне погрешности) от валового выброса, и эти данные невозможно проверить. Рост числа автомашин в г. Уфе и иных городах Р Б (в Уфе ежегодно на 20 тысяч единиц), низкое качество моторного топлива (каждая 5 АЗС реализует некачественное моторное топливо), неработающее или отсутствующее газоочистное оборудование на 50% станционных источников (по итогам 2016 г.), недостоверные (или вообще отсутствующие) госстатотчеты «2ТП (воздух) предприятий, не позволяют утверждать о снижении валовых выбросов в атмосферу. Число жалоб населения на загрязнения атмосферного воздуха в городах не снижается.

Из шести мероприятий Плана на 2017 год два по «УфаВита» не подтверждаются конкретным техническим решением. Остальные пункты не имеют конкретных показателей по предприятиям и их невозможно проконтролировать. Нет показателей оснащенности стационарных источников выбросов. Не работает Порядок сокращения выбросов при неблагоприятных метеоусловиях. Нет системы мониторинга выбросов на стационарных источниках. В результате, при наличии безветренных 200 дней в году, Уфа, города Южного промузла РБ, Благовещенск имеют превышение концентраций (максимально— разовых и среднегодовых) по ряду специфических веществ до 15 ПДК (см. данные Башкирского УГМС и Управления Роспотребнадзора по РБ, УГАК Минэкологии РБ).. При этом ряд веществ, обязательных для контроля в селитебной зоне, не определяются лабораториями РБ.

5. Мероприятия в области охраны особо охраняемых природных территорий, растительного и животного мира и рационального недропользования

Показатель: доля территории Республики Башкортостан, занятой особо охраняемыми природными территориями федерального и республиканского значений, от общей площади Республики Башкортостан в 2017 году — 6,7%.

Подтверждается. Создано две новые ООПТ. Проводятся мероприятия по соблюдению режима особо охраняемых природных территорий, вводятся элементы системы ООПТ. Относительно стабильная ситуация в состоянии ООПТ и объектов животного мира (включая численность ряда промысловых объектов). При этом все мероприятия по этому разделу в основном направлены на просвещение. Не создано ни одной охранной зоны ООПТ, нет строительства очистных сооружений на территории ООПТ, нет показателей по увеличению численности животных и птиц, в том числе промысловых.

6. Мероприятия по развитию экологического образования, просвещению и повышению уровня экологической культуры граждан республики

Показатель: доля участников природоохранных акций в общей численности населения республики в 2017 году — 23%.

В основном подтверждается. Экологическое просвещение и образование в РБ находится на высоком уровне. Охват акциями 23% населения сомнителен. К примеру, по основному просветительскому пиар-проекту Минэкологии РБ «Зеленая Башкирия», размещенному в фэйсбуке, зарегистрировано всего 68 подписчиков.

7. Дополнительные данные по экологической ситуации в РБ

7.1. Крайне низок уровень координации министерств и ведомств природоохранного и природно-ресурсного блока как в общем организационном плане, так по решению конкретных проблем. Это в очередной раз доказали хаотичные и запоздалые попытки действий по фактам утечки газоконденсата в Уфимском районе (д. Сергеевка) летом 2016 года, многократного превышения содержания в окружающей среде на территории РБ изотопа рутения-106 в ноябре-декабре 2017 г. и т.д.

7.2. Явно не соответствует современным актуальным вызовам уровень авторитета и влияния (на экологическую политику) Министерства природопользования и экологи РБ среди иных органов власти республики и ОМСУ. Не применяются правовые механизмы взаимодействия Минэкологии РБ с органами местного самоуправления, вследствие чего главы администрации городов и районов самоустранились от решения экологических проблем на своих территориях. Ослаблен контроль за эффективностью деятельности Минэкологии РБ со стороны Правительства РБ, отсутствуют установленные показатели такой эффективности, нет публичной отчетности Министерства перед обществом (для сравнения: работа Управления Росприроднадзора по РБ оценивается по 21 показателю Департаментом ПФО и Росприроднадзором, плюс ежеквартальные публичные отчеты)

7.3. Имеют место явные признаки того, что латентная коррупция, бездействие и безответственность в сфере природопользования и охраны окружающей среды приобрели большой размах. При этом отсутствуют доведенные до суда уголовные дела по загрязнению окружающей среды, коррупции, халатности, превышению полномочий и т.д. Из 17 составов преступлений в сфере охраны окружающей среды и природопользования работают единично только 3 (нарушение правил охоты, рыболовства и охраны леса). К примеру, не менее 20 лет вблизи деревни Кантюковка Стерлитамакского района (на площади в 22 кв. км) истекает в пойму реки Белой 6 родников со слоем нефтепродуктов, две деревни лишились питьевой воды из колодцев и скважин. Однако, до сих пор не разработана программа по экологической реабилитации недр, земель и водных объектов от последствий данной техногенной катастрофы. При этом с молчаливого согласия и одобрения Минэкологии РБ нефтепродукты из указанных родников и скважин собираются и продаются некоей коммерческой фирмой по договору аренды сельхозугодий (!!!?). Аналогичная ситуация с площадным загрязнением нефтепродуктами грунтовых вод отмечается в водоохраннной зоне реки Белой в границах г. Ишимбай и тоже никаких мер не принимается.

7.4. В Стерлитамакском районе (д. Васильевка) уже десятки лет действует двухсекционное огромное непроектное шламохранилище для нефтехимотходов, не имеющее абсолютно никакой разрешительной документации и эксплуатирующееся также по договору аренды сельхозугодий. В 2013 году по вине незаконно эксплуатирующей данный объект коммерческой организации произошел залповый сброс около 1000 тонн опасных нефтехимотходов через поврежденную обваловку в пойму р. Белой и пойменное озеро, но экологический ущерб не взыскан, уголовное дело прекращено, а операции с опасными отходами продолжаются на объекте. У органов власти РБ нет абсолютно никаких планов по прекращению эксплуатации данного объекта и рекультивации земельного участка. И это далеко не единичные примеры бездействия и злоупотреблений.

7.5. Реальный общественный экологический контроль за соблюдением природоохранного законодательства затруднен действующим законодательством и негативным отношением Минэкологии РБ и его кураторов в Правительстве РБ к профессиональным общественным организациям. При этом общественное мнение при размещение экологически опасных объектов, как правило, игнорируется или фальсифицируются протоколы общественных слушаний (ст. 13 ФЗ «Об охране окружающей среды», Положение об ОВОС от 16 мая 2000 г.). Так, при проведении слушаний по проекту строительства самого высокого в России межмуниципального полигона коммунальных отходов (высота 69 м, захоронение 380 тыс. тонн отходов ежегодно) в Благовещенском районе 26 ноября 2016 г. слушания проведены лишь на уровне Ново-Надеждинского сельского Совета, без участия общественности города Благовещенска, г. Уфы и прилегающих районов, протокол в нарушение требований законодательства содержит, якобы, согласие жителей на данное строительство, а также имеет заверяющую такое общественное мнение подпись представителя БРО «Общероссийского народного фронта» и Российской партии зеленых М. Шафикова, не принимавшего участие в слушаниях.

7.6. При росте популярности экологии в социальных сетях и увеличению числа конструктивных гражданских инициатив в сфере охраны природы экологическое движение в РБ ослаблено искусственной маргинализацией со стороны государственной пропаганды и в результате совместных действий коррумпированных чиновников и «грязного» бизнеса. В малых города и районах РБ активные граждане боятся публично говорить о местных экологических проблемах и заниматься защитой своих прав на благоприятную окружающую среду. Организованные преступные группы в сфере обращения с отходами, добычи общераспространенных полезных ископаемых, и иных сферах экологии и природопользования безнаказанно вовлекают в свои коммерческие проекты депутатов, партии, псевдообщественных деятелей, открыто угрожая экологическим активистам, поддерживающим население. Так, уголовное дело по фактам угроз убийством и последующего покушения на убийство председателя Союза экологов РБ А.К. Веселова (15 июня 2016 года), так и осталось нераскрытым (при всей очевидности мотивов заказчиков), в переквалификации на ст. 277 (посягательство на жизнь общественного деятеля с целью прекращения такой деятельности или мести за таковую) потерпевшему и органу дознания отказано. В декабре 2017 года произошло нападение на общественного экологического инспектора Г.В. Безносикова в г. Благовещенске.

8. Выводы

Экологического прорыва в политике органов власти РБ за 2017 год не произошло. Не решено ни одной экологической проблемы, даже локальной и устранимой. Отсутствуют достоверные показатели хотя бы стабилизации экологической ситуации в Республике. По оценкам общественных экспертов экологическая ситуация в республике последние 10 лет продолжает ухудшаться.

Продолжается вялотекущая бессистемная природоохранная работа без оценки ее эффективности и без концепции обеспечения экологической безопасности населения. Желаемое выдается за действительное в форме самопиара Минэкологии РБ при молчаливом согласии курирующего департамента Правительства РБ. При этом эффективность деятельности Управления Росприроднадзора по РБ (штат 40 чел.) на порядок выше результатов деятельности Минэкологии РБ (штат — 250 чел. Плюс подведомственные УГАК, ГУП Табигат и т.д. — около 150 чел.)

Нарастает социально-экологическая напряженность среди населения РБ. Появилась проблема экологических беженцев. Требуется коренной перелом дела охраны природы в республике.

9. Предложения

1. Правительству РБ создать постоянно действующую межведомственную комиссию с участием органов прокуратуры и привлечением экспертов от природоохранных органов, общественных и научных организаций по оценке эффективности деятельности Минэкологии РБ.

2. Правительству РБ установить показатели эффективности Минэкологии РБ и осуществлять регулярный контроль за их достижением, обеспечить ежеквартальный отчет Министерства о результатах своей деятельности на публичных слушаниях.

3. Главе Республике Башкортостан рассмотреть вопрос о кадровых перестановках в Минэкологии РБ, а также о введении должности «заместитель премьер-министра — министр природопользования и экологии РБ».

4. Создать и обеспечить эффективную деятельность Межведомственной комиссии по природопользованию и экологической безопасности при Правительстве РБ с участием подразделений соответствующих федеральных органов и общественных организаций.

5. Разработать и вести в действие Концепцию обеспечения экологической безопасности в РБ на период до 2025 года, согласно Указу Президента РФ от 19 апреля 2017 г.

6. Создать в составе правительства РБ Государственный комитет по управлению отходами производства и потребления, передав ему соответствующие функции Минэкологии РБ.

7. Прокуратуре РБ обеспечить регулярную и эффективную деятельность созданной межведомственной Рабочей группы по промышленной и экологической безопасности.

8. Прокуратуре РБ, МВД РБ, Следственному комитету по РБ, УФСБ по РБ провести дополнительные мероприятия по противодействию коррупции, злоупотреблений и бездействия должностных лиц в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

9. Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуре совместно с МВД РБ, Управлением Росприроднадзора по РБ, Минэкологии РБ, РОО «Союз экологов РБ» провести рейдовую проверку соблюдения природоохранного законодательства в Стерлитамакском районе (д. Кантюковка, Васильевка) и по объектам незаконного захоронения отходов городов Стерлитамака, Салавата, Мелеуза.

10. Контрольно-счётной Палате РБ провести проверку законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных для выполнения Плана мероприятий Года экологии в РБ.

Александр ВЕСЕЛОВ,
председатель Союза экологов Республики Башкортостан.


НАШ TELEGRAM
Статьи / 103 / Искандер-ака / Теги: Башкирия, Республика Башкортостан, александр веселов, Союза экологов Республики Башкортос, год экологии / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2018.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru   
Google PageRank — Ecoznay.ru — Анализ сайта