20.12.2017
Что происходит с воздухом в Алматы?

The Village поговорил с экологом, ведомством и городскими энтузиастами о том, что происходит с воздухом Алматы, во сколько раз превышены допустимые концентрации вредных веществ и как защититься обычным горожанам.

 

С наступлением холодов черное облако над Алматы становится все более пугающим. Чистый воздух можно увидеть только в самолете при подъеме над линией ветровой тени — границей между смогом и незагрязнённым воздушным пространством. В феврале снимок черной завесы над Алматы попал в статью «Один день из жизни задыхающейся планеты» The Guardian. В материале журналист Крис Майкл сделал подборку фотографий самых грязных городов мира.

 

Кроме испорченного вида города, смог отравляет и живущих в нем людей. По данным ВОЗ, в 2012 году около 72 % случаев преждевременной смерти, связанной с загрязнением городского воздуха, произошли из-за ишемической болезни сердца и инсульта, 14 % — в результате хронической обструктивной болезни легких или острых инфекций нижних дыхательных путей и 14 % — в результате рака легких.

 

По оценке Международного агентства ВОЗ по изучению рака в 2013 году, загрязнение воздуха является канцерогенным для людей, а загрязнение воздуха твердыми частицами тесно связано с повышенной заболеваемостью раком, особенно раком легких. Также выявлена связь между высоким уровнем загрязненности воздуха и заболеваемостью раком мочевыводящих путей и мочевого пузыря у жителей мегаполисов.

 

 

НАСИБА БАЙМАТОВА,

старший научный сотрудник лаборатории «Экология биосферы» Центра физико-химических методов исследования и анализа.

 

Грязный воздух — самый крупный в мире экологический риск для здоровья человека. Алматы занимает первое место в республике по болезням дыхательной и эндокринной систем, заболеваний крови, рака и бронхиальной астме, хотя в регионе нет крупных промышленных объектов.

 

Мы анализировали воздух в Алматы и обнаружили свыше ста летучих органических соединений, известных, как VOCs — volatile organic compounds. Большинство из них — канцерогены. VOCs играют ключевую роль в образовании приземного озонового слоя, он отравляет городские растения и легкие живых существ.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ НАШЕГО МОНИТОРИНГА ВОЗДУХА НА VOCS (ЕЖЕГОДНО С 2015 ГОДА) ПОКАЗАЛИ, ЧТО ПО КАЧЕСТВУ ВОЗДУХА АЛМАТЫ СТОИТ В РЯДУ С ОДНИМИ ИЗ САМЫХ ЗАГРЯЗНЕННЫХ ГОРОДОВ В МИРЕ, ТАКИМИ КАК НЬЮ-ДЕЛИ (ИНДИЯ), ХОШИМИН (ВЬЕТНАМ), КАИР (ЕГИПЕТ). Оцените масштаб проблемы по численности населения: Нью-Дели — 22 миллиона человек, Хошимин — 8,5 миллионов, Каир — 9,5 миллионов, в Алматы — меньше двух миллионов человек.

 

Для улучшения качества воздуха в городе необходим комплекс мер, как со стороны правительства, так и со стороны жителей. Основные источники загрязнения воздуха — это выбросы ТЭЦ, автомобильного транспорта и частного сектора.

 

Правительство может предпринять следующие меры:

 

 ТЭЦ необходимо перевести на газовое снабжение. Нужно начать использовать уголь с зольностью ниже 39 %. На трубы можно установить более эффективные фильтры;

 

 Улучшить качество топлива, реализуемого в городе;

 

 Перевести частный сектор на газовое отопление, это значительно снизит количество выбросов в воздух.

 

Жителям стоит задуматься об использовании экологически чистых средств передвижения, не сжигать мусор и листья.

 

Нужно постоянно проводить мониторинг. Он позволяет предсказать увеличение допустимых концентраций, оценить эффективность принятых мер, опознать новые вредные вещества, найти наиболее опасные и нелегальные источники загрязнений.

 

Система мониторинга в Казахстане требует модернизации, пора переходить к международным стандартам качества, особенно если мы стремимся войти в 30 ведущих стран мира.

 


 

Власти должны прислушаться к независимым организациям и городским активистам, которые замеряют уровень загрязнения. Нам нужно больше данных о состоянии воздушного бассейна.

 


 

РГП «КАЗГИДРОМЕТ»

 

По итогам наблюдений за последнее десятилетие качество воздуха Алматы перешло с оценки «очень высокий» уровень загрязнения на «высокий». С 2015 года в Алматы снижается индекс загрязнения атмосферы С 10,0 ДО 7,0. Это произошло за счет изменения нормативов предельно допустимой концентрации (ПДК) по формальдегиду: с 2015 года в Республике Казахстан действует новый СанПиН (санитарные правила и нормы) по воздуху № 168.

 

Теперь ПДК среднесуточных концентраций формальдегида равна 0,01 МГ/М3, в то время как еще до 2015 года среднесуточная ПДК по формальдегиду составляла 0,003 МГ/М3. Смягчение нормы ПДК в 3,3 раза привело к снижению индекса загрязнения в атмосфере города.

 

Мы ведем мониторинг в Алматы по содержанию взвешенных частиц (пыли) в воздухе на пяти автоматических и пяти постах ручного отбора проб. Пост, установленный на Медео, является фоновым показателем (самой чистой точкой), на который мы опираемся.

 

Наблюдательная сеть нашего ведомства за загрязнением воздуха Алматы состоит из 16 стационарных постов, из них:

 

— пять постов ручного отбора проб, на которых пробы воздуха отбираются с помощью аспираторов и доставляются в лабораторию. Там проводится анализ на определение концентраций загрязняющих веществ. На постах ручного отбора проб определяется 11 показателей: взвешенные частицы (пыль), диоксид серы, диоксид азота, оксид углерода, фенол, формальдегид, кадмий, медь, мышьяк, свинец, хром (6+).

 

— 11 автоматических постов, работающих в непрерывном режиме. Регистрация концентраций загрязнителей проводится каждые 20 минут. На автоматических станциях определяется от четырех до шести показателей: диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, взвешенные частицы РМ-2,5, взвешенные частицы РМ-10.  Узнать в каких районах проводятся замеры можно здесь.

 

Казгидромет руководствуется экологическим кодексом, где прописаны правила по осуществлению экологического мониторинга. Например, все приборы должны иметь сертификат соответствия, кроме этого все приборы проходят регулярную поверку для подтверждения исправности или настройки корректной работы.

 

Казгидромет работает не один: если после мониторинга мы видим десятикратное превышение предельно допустимых концентраций, которое называется «случай высокого загрязнения», то сразу отправляем данные в территориальный Департамент экологии, чтобы выявить источник загрязнения и принять меры.

 


 

Индекс загрязнения в Алматы снизился с 10, 0 до 7, 0. Это произошло за счет принятия нового СанПиНа правительством республики, по которому ПДК снижен в 3, 3 раза.

 


 

 

ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВ,

создатель сайта airkaz.org

 

Чем глубже вникаю в тему, тем отчетливее понимаю, что ситуация катастрофическая, но официально проблемы не существует. Осознанных действий со стороны людей, нанятых нами на принятие решений и заботе о нашем здоровье и благосостоянии, — никаких.

 

Есть нормы по загрязнению воздуха, установленные Всемирной организацией здравоохранения. Например, нормы по частицам PM 2,5 (мелкодисперсные частицы пыли в 2,5 микрона и меньше): среднегодовая — 10 мкг/м3, среднесуточная — 25 мкг/м3, разовая — 160 мкг/м3.

 

Разовая концентрация — важный показатель. Человек, находящийся на улице при таком содержании вредных веществ в течение получаса, наносит значительный вред здоровью. СЕГОДНЯ У НАС ЗА 200 МКГ, СУТОЧНАЯ ПДК ПРЕВЫШЕНА В ВОСЕМЬ РАЗ. МЫ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ПОГЛОЩАЕМ ВОЗДУХ, ДЫШАТЬ КОТОРЫМ БОЛЕЕ ПОЛУЧАСА — ОПАСНО.

 

В соседнем Китае каждый житель мегаполиса следит за уровнем загрязнения и знает можно ли находиться на улице, у нас же — только те, кто читает мои посты в фейсбуке или проверяет уровень загрязнения на сайте.

 

Мелкодисперсная пыль — не радиация, не убьет сразу, но будет накапливаться в организме. Такая пыль часто становится причиной сердечно-сосудистых заболеваний, также она канцерогенна. Ее частицы такие мелкие, что не удерживаются естественными барьерами тела и проникают сразу в клетки; выводятся они с большим трудом, но с легкостью нарушают нормальное функционирование тела.

 

Каждый год ситуация ухудшается с началом отопительному периода. На сайте есть статистика — как только начали запускать ТЭЦ, а граждане затопили печки, уровень загрязнения резко превысил норму. Расти он будет где-то до середины апреля. Как только окончится отопительный период, пройдет неделя-другая и воздух очистится. Воздух не станет идеальным, но уровень загрязнения упадет в три-четыре раза.

 

ОБЫЧНЫМ ГОРОЖАНАМ СОВЕТУЮ ПРОВЕРЯТЬ УРОВЕНЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И, ЕСЛИ ОН ПРЕВЫШАЕТ ОТМЕТКУ В 70 МКГ/М3, — ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ДЛИТЕЛЬНОГО НАХОЖДЕНИЯ НА УЛИЦЕ. Бегунам и велосипедистам также нужно быть осторожнее, так как физические упражнения приводят к глубокому дыханию и потребление вредных веществ увеличивается.

 

Скриншот с сайта airkaz.org (12.12.17)

 

Если я вижу повышение уровня до 70-80, вместе с супругой надеваем маски — долларовые респираторы. Заказываю их на ebay, одного хватает на неделю. Детские размеры найти сложно и это большая проблема. Детей защитить сложно, так как воздух в школе или детского сада не проконтролируешь.

 

Я уже перестал спорить на тему о причинах смога в Алматы. Это напоминает религиозную войну: одни верят, что виноваты машины, а другие — ТЭЦ. На самом деле источников много, но главные — это ТЭЦ, частный сектор и автомобили. Крупнейший точечный источник загрязнения — ТЭЦ-2, которая сжигает ежегодно более двух миллионов тонн угля. Качество угля низкое, это экибастузский высокозольный продукт, который при сжигании образует большое количество бесполезной золы. Какая-то ее часть по замечательной высокой трубе выбрасывается в атмосферу.

 

Также у нас есть частный сектор, который топится углём. Мне рассказывали, что некоторые жгут даже покрышки. Подключение к газу дорогое, поэтому топят дешевым углем Он также высокозольный, плюс частники не используют фильтры, тем самым вносят свою лепту в создание городского смога. Ну, и автомобили, которые конечно же не делают воздух чище. У нас старые автопарки, отвратительный бензин.

 

Чтобы выделить главный источник загрязнения, нужна серьезная работа научных институтов: круглогодичные мониторинги, проведение аналитики, составление научной базы. И только после этого можно будет сказать на сколько процентов загрязняют воздух те или иные источники.

 

Я не думаю, что информацию по загрязнению скрывают целенаправленно. ПРИЧИНА ПРОЩЕ: ЕСЛИ РУКОВОДИТЕЛЬ ГОРОДА ВДРУГ ОБЪЯВИТ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЕ, ЗАВТРА ЕМУ ПРИДЕТСЯ КАК-ТО ВСЕ РЕШАТЬ: ПЕРЕВОДИТЬ ТЭЦ НА ГАЗ, РАЗБИРАТЬСЯ С ЗАПРАВКАМИ, ПРОВОДИТЬ ГАЗИФИКАЦИЮ ЧАСТНОГО СЕКТОРА. Это долгий путь. который может занять лет двадцать, славы на нем не сыщешь, а шишки набьешь. Это не велодорожки, которые весной начал, осенью закончил.

 

Наше население пока не осознает всего масштаба проблемы, так как у них просто нет времени: нужно детей кормить, кредиты платить. А вопрос экологии находится на совсем другом уровне пирамиды потребностей. СМИ должны доносить проблему до людей — копаться, проводить расследования, бить в одну точку и узнавать, откуда все начинается, почему происходит и кто должен нести ответ.

 

Менять ситуацию в городе, как бороться с ветряными мельницами. Я обычный горожанин, не активист, не эколог, но пока нет официального источника информации, который бы открыто сообщал о экологической катастрофе в городе, вынужден этим заниматься. Я ворую свободное время у семьи, делаю все за свои деньги и надеюсь, что люди уже задумаются, о том, что творится вокруг и найдут в себе смелость спросить с персон, которые должны решать проблемы города.

 

Не хочется быть Кассандрой, которая предрекает катастрофу, но судя по тому, что я вижу ежедневно, в ближайшее время ситуация не изменится.

 


 

Я достаточно взрослый человек и не могу просто собраться и уехать туда, где воздух чище, но откровенно говоря, это самый реалистичный способ решения экологической проблемы для моей семьи.

 


 

 

АЛЕКСАНДР ГАБЧЕНКО,

велоэнтузиаст.

 

Алматы уже много лет балансирует на грани экологической катастрофы. Огромное количество граждан приходят в поликлиники с жалобами на органы дыхания. Государство в свою очередь тратит миллионы на их лечение, хотя дешевле было бы устранить источник проблемы. Загрязнение невероятно превышает предельно допустимую концентрацию, а наши власти до сих пор не уделяют должного внимания этой проблеме.

 

80 % выхлопов идет от автомобильного трафика, следовательно, первой нужно решать проблему дорожных заторов: упорядочить автомобильный поток, снизить количество машин. Для этого нужна политическая воля властей города.

 

Все, что пока может сделать правительство для решения ситуации по воздуху, — выделить бюджет на газообеспечение. Слышал, что это планируют сделать к 2019 году. Плюс АО «Самрук-Казына» начала разрабатывать проект по переводу ТЭЦ-2 на газ, это очень трудоемкий и затратный процесс. Не знаю, получится ли у них. А вообще, эти меры решают проблему только 20 % загрязнений.

 


 

Лучшее, что могут сделать алматинцы, — потребовать доступный и практичный общественный транспорт и развитую велосипедную инфраструктуру, а также добиваться от муниципальных властей удобного для пешеходов города.

 


 

 

ТИМУР НУСИМБЕКОВ,

журналист.

 

Загрязненность воздуха — это, пожалуй, самая актуальная и важная проблема Алматы и многих городов Казахстана. Конечно же, у Алматы есть и другие важные проблемы: некачественные дорожные системы и общественный транспорт, переполненные детские сады и школы, криминализация и маргинализация города, массовая вырубка деревьев и преступное изъятие земель национального парка и заповедников в южной оконечности города, уничтожение архитектурных памятников и кинотеатров ради строительства на их месте джанк-фудовых точек и так далее, и так далее. Но проблема воздуха своей запущенностью и масштабом превосходит все вышеописанные проблемы.

 

Я не эколог и не ученый, я простой журналист, который исследует эту тему и порой автор, который пишет сценарии для документалок и роликов на экологические темы. У меня нет волшебной универсальной пилюли, которая решит запущенную и страшную проблему с загрязнением воздуха. Но, мне кажется, в этом вопросе и не может быть одного решения, здесь необходим комплекс современных и эффективных мер. В эти меры входит много шагов:

 выбор в пользу травы, а не асфальта;

 выбор в пользу газа, а не угля;

 выбор в пользу экологичного транспорта, а не чадящих списанных китайских автобусов;

 выбор в пользу доступных галерей, независимых культурных и образовательных центров, детских садов и школ, а не в пользу торговых центров, заправок, букмекерских контор и кабаков;

 выбирать не чудовищный кислотный логотип, а красивый, честный и экологичный герб со снежным барсом, ледниками, яблоком и цветами. Тем более Алматы заслужила эти гордые символы, мы все помним, что именно алматинская земля подарила планете тюльпаны и яблони;

● расширение общественного транспорта и уменьшение количества токсичных автомобилей;

 поддержка экологического искусства и культуры, а не его преследование (как это было, к примеру, в случае с алматинским художником Пашей Касом);

 внедрение экологических норм, а также замеров воздуха и топлива – на уровне Европы, а не Африки;

 возвращение к ценностям зеленого города и деревьев, а не продолжение варварской практики вырубки деревьев и сокращение зеленых зон и заповедников;

 отказ от уничтожения экологичных видов транспорта (как это было в случае с уничтожением алматинской трамвайной системы), в пользу внедрения и расширения чистых видов транспорта: трамваев, троллейбусов, велосипедного движения;

 возрождение «лёгких» Алматы — национального парка Кок-Жайляу, а не коррумпированная застройка и уничтожение заповедника;

 расширение пешеходных аллей и парков, а не расширение автомобильных дорог и развязок;

 пешеход, а не водитель;

 экологический активизм, экологический туризм, а не постсовковый популизм.

 

Важно заниматься реальными, а не мнимыми проблемами и вопросами. То есть лучше использовать ресурсы и деньги налогоплательщиков на обеспечение здоровья и безопасность жителей города, а не сжигать эти средства для переименования улицы в зимбабвийско-северокорейском стиле. Заниматься не давлением и преследованием экологических и гражданских активистов, а совместной работой по решению общих проблем. Ввести экологические уроки от детских садов, школ и вузов до частных компаний, акиматов и министерств. Судя по тому, что происходит с нашими городами и регионами, с нашей природой и заповедниками, подавляющая часть населения не имеет самых элементарных знаний в области экологии.

 

Чтобы увидеть реальный масштаб проблемы, можно подняться в горы или взглянуть на город и его смог через иллюминатор взлетающего самолета. Кстати, важно понимать, что в этих самолетах в последнее время увеличивается количество образованных граждан, которые навсегда эмигрируют из страны, в том числе благодаря ухудшающимся экологическим данным. Также, если вы хотите реально оценить масштаб проблемы, вы можете зайти и почитать приложение AUA / Almaty Urban Air или на сайт airkaz.org и посмотреть данные в реальном времени. Этой зимой по Алматы уровень загрязнения стоит на красной отметке опасности, то есть концентрация вредных веществ более чем в два раза превышает нормальную. В будние дни прошлой неделе на сайте airkaz.org в большей части Алматы был фиолетовый и бордовый уровень опасности, то есть уровень загрязнения превышал норму более чем в шесть и десять раз соответственно. Если вам действительно интересен реальный масштаб проблемы, вы также можете посмотреть статистику по Алматы и РК по заболеваниям, вызываемым токсичным воздухом: легочные, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания.

 

Увы, Алматы не одинок в этой проблеме: загрязнение воздуха — это актуальная проблема по всей Республике. Я не только слежу за публикациями специалистов по этому вопросу, но и много езжу по нашей стране и видел разные оттенки смога в разных городах Казахстана: в Караганде, Астане, Оскемене, Павлодаре, Темиртау. Удивительно и печально, когда политическая столица и культурная столица по уровню загрязнения воздуха соревнуются с уровнем загрязнения индустриальных и токсичных районов и даже превосходят их. Это не очень сочетается со всей этой дорогостоящей помпой и заявлениями по поводу инноваций, зеленой экономики, энергии будущего и модернизации сознания. Без чистого воздуха сознание будет, скорее всего, модернизироваться только в сторону вредных мутаций, а не в сторону инновационности, духовного возрождения и цветения тысячи красок. Принимая во внимание этот грустный фактаж, я думаю, что давно настало время понять реальный масштаб проблемы, начинать решать ее и начинать делать правильный выбор.

 

Я объездил весь Казахстан и видел, что делает с городами и природой человеческая глупость и жадность в сочетании с игнорированием экологических ценностей и плохим менеджментом. Я это видел в брошенных городах-призраках в центральном Казахстане, видел это на Семипалатинском ядерном полигоне, видел это в пустыне, где раньше плескалось Аральское море, и во многих других местах с загрязненным воздухом и постапокалиптическим ландшафтом, и мне не хочется, чтобы мой город двигался в эту сторону. Мне хочется, чтобы Алматы двигался в сторону скандинавских экологических ценностей, в сторону бруклинской джентрификации, в сторону стамбульского общественного транспорта и амстердамской велосипедной системы.

 


 

Выбирай жизнь, выбирай честное искусство, выбирай красивых и умных людей, выбирай экологию и чистый воздух, мой друг.

 


 

 

Улпан РАМАЗАНОВА.

 

Опубликовано на казахстанском сайте The Village 12 декабря 2017 года.

 

Источник: http://www.the-village.kz/village/city/situation/827-zagryaznenie-vozduha

 

НАШ TELEGRAM

Интервью / 22 / Искандер-ака / Теги: вредные выбросы, экология, загрязнение атмосферного воздуха, Алматы / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2017.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru