14.03.2018
ГОРОД «ЧЕРНОГО НЕБА»

Вокруг темы экологии в Красноярске каждый день ломается немало копий. Главное, чего не могут понять люди – кто виноват в «черном небе», откуда оно взялось, почему еще 10-20 лет назад эта проблема не стояла так остро. 

 

 

Этот текст – попытка без эмоций, исходя только из фактов и данных экспертов, определить причины смога над Красноярском.

 

 

В первую очередь, определимся с терминами. Так называемое «черное небо» – это период неблагоприятных метеорологических условий, по сути, дни без ветра, когда выбросы не сдувает, и они остаются в городе.

 

То есть неблагоприятные метеоусловия — это режим, когда не человек создает условия, которые препятствуют рассеиванию веществ, а сама природа. Метеорологическая обстановка способствует концентрации загрязняющих веществ и мешает их рассеиванию. Власти вводят режим НМУ, чтобы снизить техногенный фактор. 

 

Директор института муниципального развития Алексей Менщиков всю жизнь живет в Красноярске. По его словам, смог над городом стоял всегда, только раньше временной период «черного неба» длился меньше:

 

Алексей Менщиков, директор Института муниципального развития, г. Красноярск

 

«Когда я учился в школе и жил на Каче, в самом низу, то проблема экологии была у нас такая же. Зимой накапливался холодный воздух, мы не открывали форточки, тогда этого не было в активной повестке дня.

 

Это длилось недолго, только в морозные дни. За счет чего? За счет проветриваемости города. Дома были небольшие – 5-9 этажей, 12-этажных домов не было вообще, на них приходили посмотреть как на диковинку. Ветровой период в городе, по моим ощущениям, длился дольше.

 

Это был точь-в-точь режим «черного неба», только, скорее всего, тогда промышленные предприятия добавляли больше, чем автомобильный транспорт сегодня»

 

По мнению заведующего лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН Владимира Кириллова,эта проблема – во-первых, не новая, во-вторых, не только красноярская. 
 

Также эксперт рассказал, что в советское время промышленные предприятия работали более интенсивно, соответственно, и загрязнение атмосферного воздуха было значительнее:

 

Например, морковные поля за комбинатом «Енисей» (в самом конце промышленного ряда вдоль проспекта имени газеты «Красноярский рабочий») поручали полоть нам, научным работникам, поскольку дети из спортивно-трудового лагеря, которые до этого занимались прополкой, болели аллергодерматозами после контакта с растениями, выросшими в зоне влияния выбросов промпредприятий. 
 

Другой пример – повышенное число людей, страдающих от аллергии, среди жителей окрестностей завода медицинских препаратов у станции «Енисей». 
 

Владимир Кириллов, заведующий лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем СО РАН, г. Иркутск.

 

 

Об этом вспоминает и председатель экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края Александр Колотов:

 

По большому счету, «черное небо» присутствует в Красноярске еще с советских времен как неизбежное следствие чрезмерной индустриализации городской территории. У меня бабушка жила на правом берегу, в районе завода медпрепаратов – вот там тогда эпизодически воняло просто будь здоров. Да и в районах расположения других красноярских заводов ситуация была не лучше.
 

Александр Колотов, председатель экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края.

 

В Красноярске, так же как в Кемерове, Новокузнецке, Новосибирске и Братске, были разработаны рекомендации по регулированию режима предприятий в зависимости от метеоусловий. 
 

Кроме того, в Красноярске, в отличие от других городов, сохранилась созданная в СССР система трех уровней, включающая переход к пониженному режиму работы или даже остановку производства на некоторое время.

 

 

Томские ученые Валентина Горбатенко и Иван Ипполитов зафиксировали увеличение числа дней с антициклональной погодой на территории Сибири в последние годы.
 

Как известно, антициклоны приносят устойчивую ясную или малооблачную погоду, а ветер и осадки отсутствуют. Неслучайно число дней неблагоприятных метеоусловий, характерных полнейшим штилем, в Красноярске также стало расти.

 

 

Сложный рельеф территории города и окрестностей – еще один из факторов НМУ. Красноярск расположен в глубоко врезанной в рельеф речной долине. Наш город с одной стороны закрывает Торгашинский хребет, с другой – высокий берег. Поэтому все низовые территории – Центральный, Железнодорожный районы – попадают в зону риска.

 

Кроме рельефа, есть другой природный фактор – пониженный потенциал рассеивания атмосферы вследствие особенностей движения воздушных масс (проветриваемости) и высокой повторяемости штилей, а также аномального вертикального распределения температуры воздуха. 
 

В отличие от нормального природного снижения температуры – на 1 градус с подъемом на 100 м, в Красноярске наблюдается высокая повторяемость инверсий – обратного хода температуры, когда с высотой происходит не снижение, а повышение температуры воздуха. Близкая ситуация – изотермия – постоянство температуры в приземном слое - от сотен метров до нескольких км. Такое аномальное вертикальное распределение температуры воздуха, так же, как и штили, наиболее часто повторяется зимой.

 

Владимир Кириллов, заведующий лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем СО РАН, г. Иркутск

 

 

Такое явление наблюдается не только в Красноярске, но и в других городах: Барнауле и Новокузнецке, а также на территории Минусинской котловины. И связано это, в том числе, с особенностями циркуляции атмосферы на обширной территории юга Сибири вследствие влияния Азиатского антициклона.

 

 

На плохое рассеивание вредных веществ влияет еще и облако водяного пара, сформированное из-за незамерзающего Енисея. Оно накрывает город словно «крышкой», сквозь которую выбросы от низких источников – транспорт, печи и котлы в частных домах, малые котельные – не могут пробиться.

 

Енисей не замерзает с 1966 г., до этого времени таких частых туманов не было, напротив, город славился своими ветрами, а также пылью и задымленностью от работающих предприятий. Еще в 19 веке Красноярск в народе звали «Ветропыльском», а после войны, когда здесь были размещены эвакуированные заводы, ситуация с городским воздухом служила поводом для газетных карикатур. 

 

Газета «Краснояркий комсомолец», 1958 г.

 

Многие эксперты считают, что повышенная влажность воздуха в долине Енисея – это один из факторов загрязнения воздуха в городе. На участке около 40 км от плотины до города вода просто не успевает охладиться, чтобы образовался лед.

 

Сергей Шахматов пояснил, что облако над Енисеем – это своеобразный «транспорт» для загрязняющих веществ:

 

“Газообразное загрязняющее вещество очень мало сохраняется в чистом виде как загрязнитель. Оно либо смешивается с аэрозолью – это пар от Енисея, а летом абсорбируется в мелкодисперсную пыль, которая у нас копится месяцами. Это самое страшное. Она может проникать в наши трахеи и попадать в легкие.

 

Эксперты считают, что зимой необходимо бороться с незамерзающим Енисеем. Существуют проекты ученых, где говорится о том, что нужно предпринять, чтобы Енисей замерзал в зимний период.

 

Но почему проблема обострилась в последние годы, ведь Енисей не замерзает уже несколько десятилетий?

 

Свою лепту внесла застройка города. Освоение новых районов – застройка Покровки, насыпи в районе Абаканской протоки – увеличение высотности зданий привело к нарушению естественного движения воздуха по долине Енисея. Это мешает его циркуляции, что особенно сказывается в период безветрия.

 

Городские власти разных периодов об этом не задумывались и начинали строить дома, которые полностью перекрывают какую-то ветровую энергию. За счет этого в городе задерживается грязный воздух, и мы видим более длительный режим «черного неба» в Красноярске. 
 

Решать эту проблему нужно комплексно, в том числе, ограничивая застройку города. Мэрия сделала правильный шаг, запретив строительство ряда районов. У нас сегодня активно пытаются освоить мкрн «Университетский», а уничтожение зеленых зон приводит к таким последствиями. Дальше граждане пытаются бежать из города, но далеко не убегают и встают в автомобильные пробки.

 

Алексей Менщиков, директор Института муниципального развития, г. Красноярск.

 

 

Растущий парк автотранспорта - еще один фактор, значительно влияющий на экологию. И, как ни неприятно это сознавать каждому автомобилисту, но машины в своей общей массе прочно вошли в тройку главных загрязнителей, продвигаясь на первое место.

 

 

В настоящее время автомобили во многих городах дают до 60-80% загрязнения воздуха. В Калифорнии было даже сформулировано понятие «холодный смог». Негорячие выхлопные газы автомобилей создавали их повышенную концентрацию у поверхности земли, и автомобилисты душили друг друга. 
 

Было предложено ездить семье только на одном автомобиле и введено поочередное, через день, использование автомашин с четными и нечетными номерами.

 

Владимир Кириллов, заведующий лабораторией водной экологии Института водных и экологических проблем СО РАН, г. Иркутск

 

Кроме того, в нашем городе продают бензин низкого экологического класса. Когда Сергей Собянин стал мэром столицы, он запретил продавать бензин ниже пятого класса. По данным экспертов, разница между выбросами от сжигания качественного и некачественного топлива достигает десятков раз. 

 

Александр Колотов считает, что городские власти сделали все, чтобы в нашем городе было комфортно передвигаться автомобилистам, а не пешеходам:

Я часто слышу от красноярских автомобилистов: мол, разберитесь сначала с выбросами заводов и котельных, а потом уже предъявляйте претензии автотранспорту. Однако неприятная правда заключается в том, что автомобильные выхлопы также вносят существенный вклад в «черное небо» Красноярска. Более того, этот вклад растет с каждым годом из-за все большей автомобилизации нашего города – не в последнюю очередь по причине того, что городская власть своими действиями целенаправленно стимулирует каждую красноярскую семью на покупку личного авто (а то и не одного).

Плохой и неудобный общественный транспорт, постоянные расширения проезжей части, вырубки деревьев по обочинам дорог и во дворах для расширения парковочного пространства, строительство все новых и новых подземных и надземных пешеходных переходов – все эти меры несут комфорт и удобство именно владельцу автомобиля, а не пешеходу.

 

Алексей Колотов.

 

Эксперты отмечают, что именно сокращение выбросов в приземном слое может стать эффективной мерой борьбы с красноярским черным небом. Поэтому в последнее время начали больше внимания уделять проблеме транспорта, контролировать шиномонтажки и прочие мелкие предприятия, выбросы от которых по сравнению с промышленными гигантами мизерны.

 

Все выбросы от машин, низких труб остаются в приземном слое и в безветренную погоду никуда не уходят, формируя тот самый смог.

 

«Малая часть выбросов больших промышленных предприятий попадает в приземный слой. Мы с вами дышим на уровне двух метров от земли совершенно другими выбросами. Это автотранспорт, малые котельные и частный сектор. Основные вещества – это оксид углерода, диоксид азота, гидрохлорид, мелкодисперсная пыль. И мы никогда не видели таких концентраций угарного газа.

 

Главное направление, которое город должен взять на себя – это борьба со вторичным загрязнением. Нужно пылесосить и мыть на постоянной основе все улицы города. Благодаря отсутствию пыли, мы в разы снизим риски по заболеваемости дыхательных путей»

 

Сергей Шахматов, заместитель председателя российской экологической партии «Зеленые»

 

В Красноярске сложилась непростая экологическая ситуация. Тема экологии прочно вошла в информационную повестку дня. Но еще в 2008 г. пользователи социальных сетей совсем по-другому реагировали на фотографии со смогом.

 

 

«Забавно, 10 лет назад, пока у людей не было столько интернета и свободного и времени, фото с "Бобрового лога" с дымкой над городом, вид и упоминание которой нынче заставляет глаза людей слезиться, а горло першить, вот эти самые вызывали у людей восторг. Видимо, тогда слова хайп не было и не возможно было хайпануть на этой теме», – написал на своей странице в Facebook Алексей Акимов (орфография и пунктуация автора сохранены).

 

Все последние десятилетия Красноярск не мог похвастать высоким качеством атмосферного воздуха, но все-таки настоящую общественную значимость эта проблема приобрела не так давно. 
 

Думаю, все дело в том, что после истории с Енисейским ферросплавным заводом жители города всерьез обратили внимание на то, в каких экологических условиях им приходится жить, и задумались, отвечает ли их жизнь в Красноярске высоким экологическим стандартам.

 

Александр Колотов, председатель экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края.

 

Причем вычленить одного виновного за ситуацию с «черным небом» невозможно. Каждый, включая нас с вами, вносит вклад в загрязнение. Эта ситуация возникла не вчера, она накапливалась столетиями, за время индустриализации Красноярска.

 

В конце февраля на главную проблему красноярцев обратил внимание президент. Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву вместе с правительством Красноярского края разработать «комплексный план мероприятий по улучшению экологической обстановки и снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

 

Первоочередные меры уже обозначены — перевод транспорта на бензин высокого экологического класса или на газомоторное топливо, уборка от пыли и озеленение улиц, уменьшение числа низких труб котельных и малых предприятий, перевод частного сектора на централизованное теплоснабжение. Также нужно помнить об особенностях городского ландшафта и взвешенно подходить к дальнейшей застройке, чтобы не запирать ветер и не задерживать в Красноярске облако тумана, вбирающего в себя вредоносные примеси.

 

Опубликовано на сайте сетевого издания «ТВК Красноярск».

 

Источник: http://tvk6.ru/publications/news/33252/

 

НАШ TELEGRAM

Статьи / 145 / Искандер-ака / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2018.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru   
Google PageRank — Ecoznay.ru — Анализ сайта