03.03.2017
Токсичные химические вещества в потребительских товарах

Токсичные химические вещества, которые, в том числе, приводят к нарушению работы эндокринной системы человека и раковым заболеваниям, присутствуют практически во всех товарах, которые мы покупаем и которыми пользуемся дома: от игрушек, до одежды, чистящих и моющих средств, косметики и т.д. Как обезопасить свою семью? Как снизить риск воздействия подобных веществ на здоровье?

Над этими вопросами задумываются как сами потребители, так и правительства. Но возможности потребителей остаются крайне ограниченными, прежде всего потому, что производители товаров не раскрывают информацию о том, какие вещества они используют в своей продукции.

Канадская организация «Environmental Defense» провела в 2014 году опрос более 10 000 жителей страны с целью узнать, какая информация включена в маркировку чистящих средств, которые канадцы покупают для использования у себя дома. Всего была проанализирована маркировка на 15 000 различных товаров. Оказалось, что на упаковке более половины этих товаров маркировка вообще отсутствует. Около 25% товаров имели маркировку с указанием их экологической безопасности, что не соответствовало действительности. Согласно законодательству Канады, раскрытие химического состава синтетических моющих средств и ароматизаторов не требуется. Более того, не требуется размещать на упаковке предупредительные знаки о присутствии в составе чистящих средств и средств личной гигиены токсичных веществ, включая канцерогены.

Более прогрессивным оказался штат Калифорния, США, где требуется раскрытие информации о химическом составе средств личной гигиены, за исключением состава ароматизаторов. Раскрытие состава ароматизаторов требуется только в том случае, если в него входят определенные химические вещества, вызывающие обеспокоенность. Раскрытие химического состава синтетических моющих средств не требуется. Требуется включать информацию об опасности в том случае, если в потребительских товарах и мебели присутствуют канцерогены или другие химические вещества (бромированные антипирены), воздействие которых приводит к серьезным последствиям для здоровья.

Существенно более прогрессивным оказался Европейский союз. Например, производители обязаны включать в маркировку полный химический состав синтетических моющих средств. Химический состав товаров личной гигиены также должен полностью раскрываться, за исключением состава ароматизаторов. К сожалению, вещества, нарушающие работу эндокринной системы, могут присутствовать именно в составе ароматизаторов. Если в ароматизаторах присутствуют аллергены, то информация о них должна быть включена в маркировку товара. Кроме того, производители обязаны включать предупредительные знаки об опасности, если в составе чистящих средств присутствуют токсичные вещества.

А теперь посмотрим на требования к маркировке в странах Евразийской экономической комиссии. В 2011 году был принят Технический регламент Таможенного союза о безопасности парфюмерно – косметической продукции (http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Documents/TR%20TS%20Parfum.pdf). Согласно этому документу, производители обязаны раскрывать состав продукции на маркировке товара в разделе Ингредиенты. Раскрытие состава ароматизаторов не требуется в том случае, если в них не входят вещества, перечисленные в Приложении к регламенту. Таким образом, можно сказать, что требования данного Технического регламента Евразийской экономической комиссии ближе к соответствующим требованиям ЕС.

Проект Технического регламента стран Евразийской экономической комиссии «О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии» от 2013 года (http://www.eurasiancommission.org/docs/Download.aspx?IsDlg=0&ID=4975&print=1) содержит требования включать в маркировку предупредительную информацию о наличии в товаре веществ, относящихся к третьему классу опасности, о канцерогенах и мутагенных, а также о мерах предосторожности по отношению к ним. К сожалению, данный проект Технического регламента до сих пор не принят.

Как же быть потребителю, если на законодательном уровне производители не обязаны раскрывать информацию о своих товарах? Все-таки выход есть. Именно потребители во многом в состоянии влиять на то, какая продукция будет поступать на рынок, а какая будет изыматься с прилавков магазинов. От потребителей, от их жесткой позиции и четких требований во многом зависит поведение как производителей, так и законодателей.

Так, например, в 2016 году в Сербии прошла кампания под названием «Борьба за право знать!». Ее целью было информировать потребителей об опасном содержании фталатов (вещества, нарушающие работу эндокринной системы) в пластиковых игрушках. В результате удалось снять с прилавков игрушки, содержание фталатов в которых превысило 0.1%.

Проект, направленный на выявление опасного содержания тяжелых металлов в игрушках, выполненный совместно IPEN, Grid-Arendal и неправительственными организациями из 6 стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии в 2014 году, нашел отражение в шестом Глобальном экологическом обзоре ЮНЕП в Пан-Европейском регионе (см. http://content.yudu.com/web/2y3n2/0A2y3n3/GEO6-EUROPE/flash/resources/index.htm?refUrl=http%253A%252F%252Funeplive.unep.org%252Ftheme%252Findex%252F18 страницы 243-244, раздел 75, Toxic Toys). Таким образом, хоть и медленно, но право потребителей знать, какие химические вещества они покупают вместе с товарами, начинает рассматриваться серьезно на разных уровнях – от национального до глобального. Жаль только, что этот процесс идет слишком медленно, что наносит существенный, а иногда и непоправимый вред нашему здоровью.

Ольга СПЕРАНСКАЯ,
руководитель Программы по химической безопасности «Эко-Согласия», сопредседатель Международной сети по ликвидации стойких органических загрязнителей (IPEN), эксперт ЮНЕП и ЮНИТАР, член Общественного совета ресурса ЭКО.ЗНАЙ.

Экологический практикум / 274 / Искандер-ака / Теги: токсичные вещества, загрязнение среды, экология / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2019.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru   
Google PageRank — Ecoznay.ru — Анализ сайта