03.03.2016
Экологи страны готовятся к Году экологии в России
26 февраля с.г. в Калининграде состоялось заседание Федерального экологического совета (ФЭС) при Минприроды РФ. Среди 150 участников Федерального экологического совета были представители из различных субъектов РФ: Москвы, Петербурга, Ленинградской, Калужской, Калининградской и других областей, а также республик; Пермского, Хабаровского, Краснодарского краёв.

Основным ответственным лицом от принимающей стороны выступал национальный парк «Куршская коса».

На заседании ФЭС руководители Минприроды РФ, Росприроднадзора, Рослесхоза, Росгидромета, Росводресурсов, ВНИИ «Экология» проинформировали представителей субъектов РФ о планируемых мерах по минимизации накопленного ущерба, ликвидации «горячих точек», повышению качества мониторинга охраны окружающей среды, сохранению и восстановлению водных ресурсов. Основной целью заседания ФЭС было обсуждение Плана основных мероприятий в рамках Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий (ООПТ). «Указ Президента о проведении в 2017 году Года экологии подписан в январе, и сейчас формируются планы мероприятий. «Мы решили начать обсуждение этой темы с самого западного региона России и будем постепенно двигаться дальше, рассматривать с субъектами федерации то, что требует внимания», — заявил министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской.

1. Директор Департамента государственной политики и регулирования в области охраны окружающей среды Минприроды России Дмитрий Беланович на заседании Федерального экологического совета (ФЭС) начал выступление с зачитывания приветствия С.Е. Донского, в котором указывалось, что «Экология является важнейшим национальным приоритетом. И наша с вами задача — обеспечить исполнение поставленных Президентом РФ задач по привлечению внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранению биологического разнообразия и обеспечению экологической безопасности. Год экологии — это ответственность и для бизнеса, и для федеральной и региональной власти. Год принесет дополнительные возможности и стимулы, возможности для перехода на более эффективную модель управления. А для «экологических двоечников» он станет временем диктатуры природоохранного законодательства. Главным результатом Года экологии должны стать реальные дела, программы, проекты и инициативы, эффект от которых будет ощутим как в масштабах отдельных городов и регионов, так и масштабах всей нашей страны».

На сегодняшний день Минприроды России собрано более 1200 предложений о проведении мероприятий в Год экологии со всех регионов РФ. При этом принятые планы мероприятий Года ООПТ планируется интегрировать в планы Года экологии — это позволит не дублировать решения, а сконцентрироваться на реальной работе.

В рамках своего выступления Д. Беланович также обозначил приоритетные направления года Экологии в России. Он пояснил, что с 2017 г. вступает в силу ряд экологических новаций: «Речь, прежде всего, о новых нормах закона «Об отходах», регулировании выбросов и сбросов, внедрении наилучших доступных технологий. Решения по этим и другим вопросам приняты, теперь нужно добиться их эффективного исполнения — активно вести разъяснительную работу с юридическими лицами и населением, поддерживать тех, кто активно включается в работу».

— В области обращения с отходами важная цель — стимулирование программы ответственного отношения к бытовым и промышленным отходам. В планах Минприроды России — проведение Всероссийского совещания по переработке промышленных отходов, разработка мер государственной поддержки проектов по раздельному сбору мусора, а также проведение Всероссийской конференции по ликвидации накопленного экологического ущерба прошлых лет и рекультивации загрязненных территорий. Большой блок работы связан с внедрением наилучших доступных технологий. По словам Д.М.Белановича, главная задача государства и на федеральном, и на региональном уровнях поддержать предприятия, которые в непростой экономической ситуации вкладываются в современные экологичные технологии, добиваются снижения негативного воздействия на окружающую среду.

— Кроме того, в 2016 и 2017 гг. Минприроды России продолжит работу по совершенствованию законодательства в части усиления административной ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды, в частности, в Лесной кодекс.

— Большой блок работы связан с внедрением наилучших доступных технологий. По словам Д. Белановича, главная задача государства и на федеральном, и на региональном уровнях поддержать предприятия, которые в непростой экономической ситуации вкладываются в современные экологичные технологии, добиваются снижения негативного воздействия на окружающую среду.

— Еще одна ключевая тема Года экологии — сохранение биоразнообразия. В проект плана основных мероприятий войдет значительное число проектов в этой сфере: как международного и федерального уровня, так и региональных. Особо будут выделены проекты по сплошному учету краснокнижных животных и реинтродукции их в естественную среду обитания.

— Значительное число мероприятий планируется в области сохранения и восстановления лесных и водных ресурсов. Наиболее крупные из них — Всероссийские акции «Нашим рекам и озерам — Чистые берега» и «Дерево России».

Он также подчеркнул, что для Минприроды России, общественных экологических организаций и социально-ответственного бизнеса Год экологии начинается не 1 января 2017 года — он проходит уже сейчас. В апреле 2016 г. в г. Москва по инициативе Минприроды России и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.09.2015 №1924-р. пройдет международная выставка-форум «Экотех».

Главная цель Экотеха — поддержать экологическую стратегию государства. Он призван стать главной площадкой, на которой будут представлены лучшие технологии, наиболее эффективные проекты и решения, которые направлены на экологизацию экономики России.

«Мы планируем проводить Экотех ежегодно, а у первой выставки будет конкретная задача — стать общенациональной витриной проектов Года экологии: ярко и наглядно показать, как мы готовимся, чего хотим добиться, какие мероприятия планируются на федеральном и на региональном уровне, какие проекты получат господдержку. Для субъектов РФ Экотех станет отличной возможностью привлечь внимание к своим инициативам, идеям и планам», — резюмировал Д. Беланович. 

2. Заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Всеволод Степаницкий обозначил в своем выступлении основные проблемы развития системы ООПТ в регионах России и сохранения биологического разнообразия.

По словам В. Степаницкого, для того чтобы обеспечить экологическую связность местообитаний (причем не в ущерб социально-экономическому развитию регионов), российские ООПТ, в соответствии с мировой практикой, целесообразно объединить в экологические сети. Классические ООПТ в них могут стать узловыми элементами, сохраняя наиболее ценные и уязвимые местообитания. На прилегающих территориях и маршрутах миграций могут быть установлены более мягкие ограничения природопользования постоянного или сезонного характера.

«Экологические коридоры, как правило, покрывают устоявшиеся пути миграций птиц и крупных млекопитающих. В первую очередь, необходимо взять под особую охрану сохранившиеся участки старовозрастных и реликтовых лесов (таких, каких ленточные боры), болотных массивов, степных и лесостепных участков, местообитаний редких видов животных и растений, миграционных путей и мест сезонной концентрации зверей и птиц, ключевых орнитологических территорий», — пояснил В. Степаницкий.

К числу актуальных проблем, затрудняющих эффективное управление региональными сетями ООПТ, также относится недостаточность правового регулирования развития региональных ООПТ на федеральном уровне. В частности, это касается вопросов памятников природы (их в России — около 8,5 тыс.). Среди существующих проблем — нечеткое изложение процедуры создания, избыточность правоудостоверяющих документов (положение, паспорт, охранное обязательство), отсутствие четко узаконенной возможности предоставления занятых памятниками природы земельных участков в постоянное (бессрочное) пользования региональных государственных учреждений, уполномоченных осуществлять управление памятниками природы и др.

По словам В. Степаницкого, необходимо также предусмотреть возможность установления законами субъектов РФ ограничений на посещение территорий природных парков, а также возможность установления платности их посещения в целях туризма, порядок определения и взимания такой платы, для чего внести в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» соответствующие дополнения.

Кроме того, назрела необходимость формирования единой утвержденной методической базы и серии рекомендаций для регионов по ряду вопросов. В их числе — принципы формирования региональных сетей ООПТ, процедура их создания, определение границ, целей, задач и режимов особой охраны ООПТ, механизмов управления, поддержки ООПТ, использование их потенциала в целях развития познавательного туризма, экологического просвещения и образования, научных исследований и экологического мониторинга.

В. Степаницкий также отметил, что на сегодняшний день в России практически отсутствует возможность повышения квалификации работников региональных органов власти и подведомственных им учреждений в сфере ООПТ. По его словам, крайне важно наладить систему обмена опытом, в том числе — изучение руководителями и специалистами региональных дирекций ООПТ опыта работы «передовых» региональных дирекций ООПТ и ряда федеральных учреждений, развивать практику ознакомительных поездок и стажировок.

На сегодняшний день в России более 13 000 ООПТ различных категорий, их  общая площадь составляет 207 млн га — 11,4 % всей площади России.

В 56 регионах России созданы и функционируют государственные учреждения, осуществляющие управление сетями ООПТ (либо отдельными ООПТ, например природными парками).

Основу географической сети ООПТ образуют:

103 государственных природных заповедника, общей площадью 34 млн га;
48 национальных парков, общей площадью 14 млн га;
64 федеральных заказника, общей площадью 12 млн га;
64 природных парка, площадью 14 млн га;
2300 региональных заказников, общей площадью 47 млн га;
8360 памятников природы (включая 17 федеральных), общей площадью 3 млн га;
2360 иных ООПТ регионального и местного значения, общей площадью 82 млн га.

В России распределение и плотность ООПТ в разрезе субъектов РФ варьирует. Достигли и превысили искомый мировой уровень (17% площади региона):

Город Севастополь — 30,4%
Республика Саха (Якутия) — 29,8%
Кабардино-Балкарская Республика — 26,6%
Республика Алтай — 26,3%
Карачаево-Черкесская Республика — 26,0%
Республика Ингушетия — 23,9%
Приморский край — 21,0%
Чеченская Республика — 20,3%
Республика Северная Осетия-Алания — 19,8%
Астраханская область — 17,7%

3. «Ситуация с распространением африканской чумы свиней находится под контролем», — сообщил директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России Сергей Будилин.

С. Будилин проинформировал участников мероприятия о вопросах сохранения дикого кабана и мерах по предотвращению распространения африканской чумы свиней на территории РФ.

На сегодняшний день, по данным Россельхознадзора, в России зафиксировано 9 случаев выявления вируса африканской чумы свиней (АЧС) среди домашних свиней (Пензенская область и Республика Крым) и 3 случая выявления вируса АЧС среди диких кабанов (Новгородская и Рязанская области).

По словам С.Будилина, в целях предотвращения распространения АЧС на территории РФ органами исполнительной власти субъектов РФ выполняется План организационных и специальных мероприятий и рекомендации Минприроды России о мерах по предотвращению АЧС среди диких кабанов. В их числе — мониторинг и регулирование численности кабана, обязательный анализ проб, поддержание оптимальных параметров плотности животных на территориях, где выявлен вирус, и сопредельных территориях, а также информирование населения.

Напомним, в 2015 г. на территории РФ было выявлено 43 случая вируса АЧС.

Случаи АЧС на ООПТ федерального значения в 2015 г. были отмечены в Окском государственном природном биосферном заповеднике Рязанской области (6 особей кабана), государственном природном заповеднике «Калужские засеки» Калужской области (2 особи кабана).

Меры, предпринятые субъектами РФ по снижению миграционной активности диких кабанов и проведению эффективного мониторинга охотничьих угодий и иных территорий, позволили в 2015 г. сократить количество случаев АЧС в популяции дикого кабана по отношению к 2014 г. Субъектами РФ в 2015 г. активно исполнялись рекомендации Минприроды России о мерах по предотвращению АЧС среди диких кабанов (осуществлялись мероприятия по снижению численности популяции кабана).

В целом, по оценке С. Будилина, количество случаев АЧС в дикой фауне имеет устойчивую тенденцию к снижению. С 2007 г. зафиксировано 369 случаев АЧС в популяции дикого кабана, что составляет 45% от общего количества случаев и свидетельствует о том, что дикий кабан не является первопричиной распространения.

По информации Россельхознадзора, прогноз развития эпизоотической ситуации с АЧС в целом предполагается как неблагоприятный. Прежде всего, обострение ситуации связано с распространением вируса среди домашних свиней.

Возможные направления неблагоприятного развития ситуации — расширение ареала заболевания в субъектах Центрального и Приволжского федеральных округов, а также регионов, имеющих общую границу с Эстонией, Беларусью, Украиной. В связи с этим усилен контроль и мониторинг с приграничными территориями других государств. Так, в Смоленской области на территориях, приграничных с Республикой Беларусь, в 2015 г. добыто 511 особей кабана, в Псковской области — 60 особей, в Калининградской области в приграничных территориях плотность дикого кабана снижена до 2 особей на 1000 га.

В зоне риска также есть регионы, где ожидается или ведется масштабное строительство свиноводческих комплексов.

«В целях своевременного реагирования на угрозу возникновения и распространения АЧС среди диких кабанов субъектам РФ необходимо незамедлительно предоставлять в Минприроды России информацию о случаях выявления положительных проб на АЧС с указанием количества животных, а также места обнаружения или добычи кабана, включая населенный пункт, район», — подчеркнул С. Будилин.

Кроме того, с целью скорейшего обнаружения вируса АЧС на территории субъектов РФ, необходимо обеспечить 100% отбор проб патологического материала не только от павших диких кабанов, но и от диких кабанов, отстрелянных в рамках спортивной и любительской охоты, а также регулирования численности.

По мнению С. Будилина, в субъектах РФ следует исключить принятие таких мер, как полное истребление кабана, а также обеспечить надлежащий уровень мониторинга как охотничьих угодий с целью выявления павших кабанов, так и несанкционированных захоронений погибших домашних свиней.

Африканская чума свиней (АЧС) — сложноустроенный, высокомутабельный вирус, устойчивый во внешней среде с преимущественно летальным исходом инфицированного животного. Поражает домашних свиней и диких кабанов. Вакцин против этого вируса в настоящее время не существует.

Вирус появился в нашей стране в 2007 г., предположительно был занесен с территории Грузии, в дикой фауне впервые проявился в Шатойском ущелье Чеченской Республики.

Хронология и география распространения АЧС свидетельствуют о быстром переносе вируса. Распространение АЧС имеет исключительно антропогенный характер и является следствием неконтролируемого перемещения инфицированных объектов преимущественно вдоль развитых автомагистралей.

Заражение чаще всего происходит при прямом контакте с инфицированными свиньями (в том числе и с дикими кабанами), а также заносе заболевания с инфицированными кормами, необеззараженными продуктами убоя больных свиней, транспортом, обслуживающим персоналом, предметами ухода, несанкционированными захоронениями больных свиней в лесной зоне и т.д.

4. Заместитель руководителя Росприроднадзора А.М. Амирханов выступил с докладом «Улучшение состояния территорий особого контроля («горячих точек»)». В частности, он отметил, что Росприроднадзором в инициативном порядке был подготовлен реестр по объемам накопленного экологического ущерба в сфере размещения отходов. На территории страны было определено 743 объекта экологического ущерба. 55,6% из них — это свалки твердых бытовых отходов, образованные в результате прошлой хозяйственной деятельности, которые сейчас заброшены, а виновные в причинении ущерба не могут быть установлены и привлечены к ответственности. По оценкам эксперта, на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью, в 2014 году проживало порядка 17,5 тысяч человек. Еще ряд «горячих точек» были определены в рамках международных соглашений. Это точки Баренцева региона и региона Балтийского моря. Эти территории и предприятия находятся на особом контроле Росприроднадзора и его территориальных органов. Их число постепенно сокращается. В частности, в результате действий федеральных и региональных органов властииз числа «горячих точек» Баренцева листа были исключены 9 точек (7 полностью и 2 частично).

«Росприроднадзор в текущем году определил в качестве приоритета надзор за использованием стратегического водного объекта страны — озера Байкал», — заявил Амирхан Амирханов. По его словам, в последние годы статистика фиксирует снижение негативного воздействия на Байкальскую природную территорию по всем компонентам — выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросам загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, количеству образовавшихся отходов. Однако в то же время остается немало тревожных симптомов. Сегодня особый акцент в работе Федеральной службы делается на эффективном взаимодействии с природоохранными и правоохранительными органами всех уровней, а также с общественными организациями и жителями региона. По мнению Амирхана Амирханова, решению задач по обеспечению экологической безопасности Байкальской природной территории могло бы поспособствовать создание общественного экологического контроля и системы экологического краудсорсинга, в рамках которой общественные деятели могли бы сообщать о выявленных нарушениях и делиться своими идеями.

Обзор подготовлен с использованием материалов сайта www.mnr.gov.ru.

Вероника ТАРБАЕВА,
д.б.н., профессор, член-кореспондент РАЕН, академик РЭА, 
председатель Межрегиональной общественной организации «Природоохранный союз»,
член Общественного совета сетевого ресурса экологического просвещения «ЭКО.ЗНАЙ».
Статьи / 428 / Искандер-ака / Теги: Вероника Тарбаева, год ООПТ, год экологии, Федеральный экологический совет / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2019.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru   
Google PageRank — Ecoznay.ru — Анализ сайта