09.10.2018
Дрова зимой загрязняют больше, чем автомобили

Лучшая пицца — безусловно, та, что приготовлена в дровяной печи. Один из самых приятных способов согреться в холодные зимние ночи, особенно если находишься в сельской местности или в горах, — это красивый дровяной камин или все более распространенные пеллетные печи (которые немного меньше загрязняют среду, чем древесина). Все это выглядит очень экологичным, учитывая, что древесина или торф относятся к категории возобновляемых видов топлива с низким или нулевым выбросом углерода. По этой причине Европейский союз все больше и больше пытается использовать для отопления и не только установки для сжигания биомассы. Хорошо, если бы только сжигание древесины не создавало при этом опасные загрязнители.

 

Фото из газеты «Таймс» (The Times).

 

Измерение на окраине Дублина

 

Это смущающий результат итальянско-ирландского исследования, недавно опубликованного в «Устойчивости природы» (Nature Sustainability). Исследователи, в том числе Мария Кристина Фаччини, которая руководит Институтом атмосферных наук и климата отделения Национального исследовательского совета в Болонье, сумели идентифицировать различные источники PM1 (мельчайшей и, следовательно, более опасной для наших легких, сердца и мозга атмосферной частицы) на пиках ночного загрязнения в районе южного пригорода Дублина. В частности, пики концентрации PM1 были зафиксированы в течение двух ночей между 2016 и 2017 годами, когда концентрация тонкодисперсных частиц в воздухе превышала 300 микрограммов на кубический метр: цифры, которые будут, пожалуй, повыше убийственных уровней загрязнения воздуха, обычно более свойственным таким городам, как Пекин.

 

Различные виды топлива

 

«С помощью специального прибора, позволяющего выявлять различные загрязняющие вещества посредством масс-спектрометрии, предоставленного нашими лабораториями, было установлено, что компонент, связанный с использованием древесины и торфа в качестве топлива, значительно преобладает по сравнению с другими видами топлива — углём, нефтью и бензином: 70% и 30%, соответственно, — объясняет Фаччини. — И это несмотря на то, что те части дома, которые отапливаются древесиной или торфом, составляют всего 11% от его общей площади».  

 

По сравнению с наиболее эффективными видами топлива древесина и торф имеют более низкую теплотворность и, если они не сгорают в оптимальных условиях, выделяют в воздух потенциально вредные органические остатки, которые попадают в лёгкие людей при вдыхании. Таким образом, уточненный химико-физический анализ атмосферной пыли способен распознавать «отпечатки пальцев» различных видов топлива: в то время как мазут считается углеводородом, содержащимися в выбросах, древесина и торф оставляют заметный след в некоторых веществах (такие как левоглюкозан), образующихся при сжигании содержащейся них целлюлозы, тогда как уголь (образованный в миллионы лет под землей из окаменевшей древесины) давно уже не имеет растительных компонентов.

 

Не зацикливайтесь только на дорожном движении и промышленных выбросах

 

Дело в том, что становится всё более важным увязывать простое количественное измерение массы присутствующих в воздухе частиц с их химической природой, поскольку это добавляет качественную и количественную информацию, возвращающую от дыма выстрела к пистолету (то есть от следствия к причине. — Прим. aprosh). И мораль недвусмысленна: сосредоточение внимания только на дорожном движении и промышленных выбросах дает нам очень детальную картину атмосферных частиц, которая, по крайней мере, в лучшем случае, по-видимому, отличается от так называемого «зелёного топлива» — тех же дров и древесных гранул, во всяком случае, зимой. Однако эти твердые виды топлива также являются существенным источником загрязнения крупных городов с бурным уличным движением, таких как Лондон, Барселона и Париж, где, согласно другим исследованиям, доля этих видов топлива среди источников тонкодисперсных частиц составляет от 20 до 40% — в том числе и из-за перемещения загрязненных дымами воздушных масс из сельской местности в города. Как это ни парадоксально звучит, но при том, что дымовые трубы крупных промышленных предприятий и глушители автомобилей, конечно же, не безвинны, мы безусловно должны начать уделять больше внимания множеству каминов и дровяных печей, которые вроде бы такие «деревенские» и «зелёные».

 

Лука КАРРА (Luca Carra).

 

Опубликовано в итальянской газете «Коррьере делла сера» (Corriere della Sera) 9 октября 2018 года.

 

Перевод с итальянского Александра ЖАБСКОГО.

 

Оригинал статьи.

Статьи / 17 / Искандер-ака / Теги: мелкодисперсная пыль, зима, европа, автомобили, Италия, загрязнение среды, экология, загрязнение воздуха / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2018.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru   
Google PageRank — Ecoznay.ru — Анализ сайта