10.03.2019
Для чего нам нужен алармизм
Помните научный анекдот Оливье Клерка о «лягушке в кипятке»? Он основывается на реальном физическом эксперименте: «Если скорость нагрева воды не превышает 0,02ºC в минуту, лягушка продолжает сидеть в кастрюле и умирает в процессе варки. При большей скорости она выпрыгивает и остаётся в живых».

Как объясняет Оливье Клерк, если положить лягушку в кастрюлю с водой и нагревать ее постепенно, она будет постепенно повышать температуру своего тела. Когда вода начнет закипать, лягушка больше не сможет контролировать температуру своего тела и попытается выпрыгнуть. К сожалению, лягушка уже растратила все свои силы и ей не хватает финального импульса, чтобы выпрыгнуть из кастрюли.

Человечество сейчас оказалось в положении лягушек в кастрюле с водой, под которой медленно, но неотвратимо разрастается пламя.

Осознание непреодолимости сил, противостоящих человечеству в его развитии, вызвало к жизни многотомную литературу алармизма, состоящую не только из экологических, но и художественных произведений, выполненных в жанре предостережений или антиутопий. Их краткий смысл: человечество всю свою историю живет исключительно в режиме роста, и иначе жить не в состоянии. Стагнация смертельна, изолированные человеческие общины, достигшие гомеостаза в стабильной природной среде, деградируют. Но существуют пределы роста. Они разнообразны, и за одним пределом открывается новый. Алармисты смогли популярно объяснить, что у Земли есть «экологическая ёмкость», что уже сейчас мы тратим в 2,5 раза больше, чем можем, проматывая ресурсы будущих поколений, и что дальше будет только хуже, потому что ни рост народонаселения планеты в целом, ни рост производства где бы то ни было мы остановить не в силах.

Кажется, что усилия алармистов напрасны — ведь действительно остановить глобальное разрушение окружающей среды локальными мерами невозможно, и все действия «зеленых» на проверку оказываются квазидействиями. Эко-активистка, например, может быть вегетарианкой и экономить воду на кухне, но при этом спокойно летать несколько раз в год на самолете, иметь автомобиль и проводить свободное время в Азии или Африке, демонстрируя себя и свой образ жизни тем, кто априори так, как она, никогда не сможет жить, сея тем самым семена зависти и ненависти к «богатому» миру среди иных народов и рас, которые потом взойдут погромами белых кварталов в Европе.

Но задача алармистов — совсем не в «промывке мозгов» человечеству. На самом деле алармисты создали небывалое по мощи социально-психологическое оружие, основанное на научных исследованиях и снабженное безукоризненным математическим прогностическим аппаратом. Это оружие — знание будущего. Алармисты, начиная с первых докладов «Римскому Клубу», доказали массам людей то, что ранее понимали немногие ученые, да и то — интуитивно: будущее не для всех.

Еще в конце 60-х годов прошлого века двое крупнейших ученых России — биолог Н.В. Тимофеев-Ресовский и математик Н.Н. Моисеев — задумались над тем, сколько жителей планеты могло бы вписаться в естественные циклы кругооборота веществ при нынешнем уровне технологического развития. После совместных подсчетов получилось что-то около 500 миллионов человек. С тех пор многие ученые в разных странах проводили подобные расчеты, но все равно больше одного миллиарда людей, которые смогут на планете жить достойно, а не в режиме постоянной экономии пресной воды, питаясь сушеными насекомыми, ни по каким расчетам не получалось. Отсюда и пошло расхожее выражение «золотой миллиард». Люди, его употребляющие, забывают часто о том, что это не почетное звание — каждый представитель «золотого» миллиарда каждодневно работает на пределах своих сил и возможностей.

Знание того, каким станет мир в будущем, ставит представителя креативной или финансовой части элиты любой «развивающейся» страны мира перед выбором — либо лично ему стать частью «золотого миллиарда», благо сейчас это возможно сделать, даже не покидая родины, либо постараться, чтобы в «золотой миллиард» вошло бы все население его собственной страны. Иными словами: либо быть маленьким человеком в большом мире, либо — большим человечком в маленьком мирке. Еще точнее — знание о пределах роста предполагает выбор между личным консьюмеризмом и работой на будущее своей страны, нации, родины… И если с прогнозом на рост потребительства все в порядке, и, пока кастрюля не нагрелась до кипения, еще два десятка лет можно быть вполне счастливым от теплого моря и комфортабельного отеля, грандиозных возможностей для развлечения, которые дает цивилизация, улиц крупных городов, на которых идет нескончаемый карнавал, атмосферы вечного праздника, казалось, присутствующей везде по всей планете — то в работе на будущее своей страны слишком много рисков ничего в итоге не получить. Ведь пределы роста — едины на всех, и большей частью уже достигнуты теми, кто сейчас уже дошел до пределов возможностей развития человечества на нынешнем технологическом уровне...

Социально-психологическое оружие алармизма либо предлагает индивидууму стать частью «золотого миллиарда», либо погружает его в апатию, лишает воли к жизни, потому что на самом деле все его мечты и надежды оказываются неосуществимыми, вздорными, глупыми, противоречащими экологической емкости биосферы и законам природы.

Примерно то же произошло с креативной частью национально ориентированной элиты СССР в конце 60-х годов, когда рухнули одновременно два мифа — о коммунизме как достижимой и заманчивой национальной цели и о возможности бесконечного технологического прогресса, как цели для человечества. Последующий затем тотальный саботаж интеллектуальной части общества разрушил Советский Союз изнутри. Сейчас «забастовка в ноосфере», по выражению Тейяра де Шардена, осуществляется в «третьем мире». Лучшие тамошние «креативщики» и финансовая элита переходят работать на «золотой миллиард». Оставшаяся масса народонаселения будет жить на грани выживания столько, сколько им позволят ухудшающиеся с каждым днем экологические и санитарно-гигиенические условия обитания страны пребывания, довольно быстро осознавая ситуацию и прекращая деторождение (сужу по России, которой опять-таки суждено было оказаться флагманом — на этот раз в процессах депопуляции «третьего мира»).

Повторюсь — истинный смысл пропаганды алармизма — не изменение системы ценностей у масс населения, это невозможно — а изменение поведенческих планов у креативной части элит, вызывая у космополитично настроеных людей желание работать на побеждающей стороне, а у национально ориентированных — разочарование в будущем и апатию, вызванную отсутствием перспектив развития у своей нации или прекращением существования родной страны в будущем мире.

И поэтому алармистская литература — самое мощное оружие нашего времени. Она призвана разрушить «третий мир» — все «постколониальные» страны, привести количество населения к экологическому оптимуму, и создать небольшие анклавы высокой цивилизации в наиболее геоблагоприятных для развития местах планеты. Правда, есть и второй вариант будущего — всеобщая гибель в ходе войны за ресурсы под лозунгом «взять все и поделить!» Но, надеюсь, этого варианта мы избежим.

Юрий ШЕВЧУК,
руководитель Северо-Западного Зелёного Креста.


Статьи / 55 / Искандер-ака / Теги: Зелёный Крест, человечество, алармизм, экология, Юрий Шевчук / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 1
С отдельными утверждениями автора можно не соглашаться, подвергать сомнению систему его доказательств, но в главном Юрий Сергеевич наиболее точно выразил смысл алармизма как социально-экологического механизма глобализации: "Истинный смысл пропаганды алармизма — не изменение системы ценностей у масс населения, это невозможно — а изменение поведенческих планов у креативной части элит, вызывая у космополитично настроенных людей желание работать на побеждающей стороне, а у национально ориентированных — разочарование в будущем и апатию, вызванную отсутствием перспектив развития у своей нации или прекращением существования родной страны в будущем мире". По-научному точно и ёмко!
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2019.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru   
Google PageRank — Ecoznay.ru — Анализ сайта