10.06.2016
В Исландии выбросы углекислого газа превратили в камень
Ученые и инженеры из Колумбийского университета (США) на примере электростанции Хеллисхейди в Исландии впервые показали, что выбросы диоксид углерода можно быстро, за месяцы, минерализовать. Это достижение поможет решить проблему безопасного хранения парниковых газов. Подробности опубликованы в журнале Science, коротко результаты пересказаны на сайте Колумбийского университета.

Хеллисхейди — это крупнейшая геотермальная электростанция в мира, расположена она в Исландии, работает от горячих источников вулканического происхождения. Хеллисхейди снабжает электроэнергией столицу Рейкьявик и промышленность страны. В то же время процесс выработки электроэнергии не очень экологичен, возникают отходы в виде вулканических газов, включая диоксид углерода и сульфид водорода.

В рамках пилотного проекта Carbfix, стартовавшего в 2012 году на Хеллисхейди, газы смешивали с водой и закачивали в базальтовые породы под электростанцией. В природе такая смесь в базальтах запускает серию химически реакций, в результате которых углерод осаждается в виде мелоподобного минерала. Отсюда и возникла идея применить этот процесс для захоронения CO2. По расчетам, в естественных условиях процесс осаждения занимается сотни и тысячи лет.

Оказалось, его можно ускорить. В базальтах под Хеллисхейди 95% закачанного углерода затвердели менее, чем за два года. «Это означает, что мы можем закачать в недра достаточно большое количество CO2 и захоронить его быстро очень надежном способом, — цитирует пресс-служба Колумбийского университета соавтора публикации Мартина Стъюта (Martin Stute), гидролога из Земной обсерватории Ламонт-Дохерти (США). — В будущем мы сможем использовать этот способ на электростанциях в местах, где есть большие залежи базальтов». А таких мест на Земле много, практически все океанское дно сложено базальтами.

Ученые давно работают над технологией улавливания и подземного хранения парниковых газов. В 2014 году в отчете IPCC предупредили, что без такой технологии будет невозможно справиться с глобальным потеплением. Но до сих пор прогресс в этом направлении шел медленно.

Электростанция Хеллисхейди производит 40 тысяч тонн углекислого газа в год. Это не так уж много по сравнению с аналогичным углесжигающими заводами, но все же ученые решили избавиться от выбросов. Лучшим местом для хранения были признаны базальты, которые богаты кальцием, железом и магнием — элементами, необходимыми для связывания углерода. Кроме того, как показали эксперименты, нужно много воды.

В 2012-2013 годах ученые закачали смесь из 250 тонн диоксида углерода с водой и сульфидом водорода на глубину 400-800 метров под Хеллисхейди. За происходившими внизу химическими процессами они следили через скважины. В 2014 году авторы проекта сообщили о быстро меняющихся в течение месяцев составах изотопов углерода в образцах воды, что указывало на минерализацию углерода. Нынешняя публикация подтвердила эти выводы.

Опубликовано на портале «Научная Россия» 10 июня 2016 года.

317 / Искандер-ака / Теги: парниковые газы, электростанция, выбросы углекислого газа / Рейтинг: 5 / 2
И в чём здесь «революционность» открытия? Пористые базальтовые породы на добрых 50% состоят из диоксида кремния (из которого состоит и песок). Однако их способность связывать кислотные газы, такие, как углекислый газ (диоксид углерода) и сероводород (сульфид водорода), обусловлена присутствием в них таких основных оксидов, как CaO (9%), MgO (7%) и суммы оксидов натрия и калия (около 5%). В реакциях с углекислым газом они дают карбонаты указанных металлов (а не чистое меловое отложение — карбонат кальция — как указано в статье), а с сероводородом — сульфиды этих же металлов. Ничего нового и, тем более, эвристического в данной работе нет. А вот, во сколько обойдется утилизация этих вулканических газов? Да и так ли она уж способна решить проблему глобальных климатических изменений? В статье об этом «скромно» умалчивается. Вообще, этот «научный труд» — показатель явного кризиса научного познания. Идет попытка «наброситься» на решение частных и далеко не главных проблем, а системного взгляда на проблему — никак не прослеживается. Западным бы коллегам поучиться смотреть на проблему системно у российских коллег. Вот, к примеру, у Александра Старцева: http://ecoznay.ru/publ....-0-433. Может, тогда у них не возникло бы желание «ловить сачком» все молекулы вулканических газов и хоронить их в геологических формациях, а заняться поиском подлинно спасительных путей выхода из всемирного экологического тупика?