31.12.2017
Ученые: глобальное потепление угрожает даже тихоходкам

Микроскопические родственники членистоногих, тихоходки считаются одними из самых выносливых существ на Земле. При наступлении неблагоприятных условий они способны годами проводить в анабиозе, выживая даже в жидком гелии и давлении в тысячи атмосфер, в сероводородных облаках и под смертельным для живого ионизирующим излучением. Столетия полного пересыхания им нипочем, и даже условия открытого космоса некоторые тихоходки переживают.

Однако и этим «чемпионам по выживанию» может угрожать продолжающееся глобальное изменение климата. К таким выводам пришли ученые из итальянского Университета Модены и Реджо-нель-Эмилии. Статью Лорены Ребекки (Lorena Rebecchi) и ее коллег публикует Journal of Experimental Biology. В самом деле, если отдельные перемены – температуру, влажность, излучение – тихоходки легко перенесут, то их совместное действие может оказаться опасным.

Ученые исследовали реакцию тихоходок Acutuncus antarcticus, обитателей Антарктики, на различные факторы, связанные с глобальным потеплением. Лабораторные эксперименты показали, что сочетание непривычно высокой температуры с повышенной интенсивностью ультрафиолетового излучения снижало знаменитую выживаемость тихоходок. Кроме того, животные, появившиеся из облученных яиц, приносили потомство позже, менее многочисленное и здоровое.

«A. antarcticus могут оказаться под угрозой сокращения популяции и даже вымирания», – пишут ученые. С другой стороны, неясно, будет ли потепление Антарктики сопровождаться ростом озоновых дыр и усилением интенсивности УФ-излучения. В конце концов, другие местные виды, такие крупные как пингвины или такие важные для экосистем как криль, оказываются под куда большим риском, а сокращение их численности – уже факт.

Сергей ВАСИЛЬЕВ.

Опубликовано в журнале Naked Science, № 34, январь-февраль.

Источник: https://naked-science.ru/article/sci/uchenye-globalnoe-poteplenie-ugrozhaet