Обсуждение с надеждой
23.01.2017, 21:08

На вопросы нашей редакции отвечает Ирина Николаевна ПОНОМАРЁВА — заслуженный деятель науки РФ, почётный профессор РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики обучения биологии и экологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Петербург). В 1981 г. защитила первую в нашей стране (тогда в СССР) докторскую диссертацию по экологическому образованию школьников, обучающихся биологии. Автор книг для учителей и студентов — «Общая экология» (1975, 1994, 1996, 2005, 2009), учебников по методике обучения биологии (2003, 2007, 2012), монографий по экологическому образованию (1979, 2003, 2016). Автор программы и школьных учебников по биологии для 5-11 классов (1999–2016).

1. Что происходит с нашей планетой? Какой бы экологический диагноз вы ей поставили?

Наша планета в настоящее время претерпевает очередные преобразования, обусловленные процессами в самой Солнечной системе и воздействием человека, общества в биосфере. Эти преобразования, как и многие другие, ранее происходящие изменения в истории нашей Земли, приведут к выработке механизмов поддержания дальнейшего её существования. Поэтому планета Земля будет существовать долго — пока звезда Солнце не поглотит её.

2. Возможно ли в принципе создание ноосферы и при каких условиях? Или эта идея Вернадского заведомо неосуществима?

Создание ноосферы в принципе возможно. Биосфера и сейчас носит характер ноосферы, т.е. «сферы разума», но — какого «разума»? Пока это — разум потребителя. В настоящее время ещё нет условий для ноосферы в понимании В.И. Вернадского. Это будет длиться до тех пор, пока разум каждого человека и всего общества землян из потребительской потребности в отношении к биосфере не сменится на отношение гармонического взаимодействия общества с биосферой. Для этого нужно, чтобы все люди Земли поняли (освоили и применяли!) сущность и значение венка четырёх законов Б. Коммонера («всё связано со всем», «всё должно куда-то деваться», «природа знает лучше» и «ничто не дается даром»), представляющих собой азбучные основы природосообразного воздействия в природе и соблюдали их в быту и на производстве.

3. Что вы считаете признаками наступления необратимой деградации биосферы? Проявляются ли эти признаки уже теперь?

Необратимой деградации биосферы, на мой взгляд, пока нет, хотя наблюдается очень много признаков, ведущих к ней: сокращение биоразнообразия, разрушение мест обитания многих диких видов живой природы, увеличение народонаселения, загрязнение среды, замена естественных экосистем культурными, градостроение, промышленные производства, транспорт, военные полигоны и т.д., изменение структуры многих ландшафтов (горных, равнинных, водных, подземных и пр.)

4. Может ли биосфера быть в принципе спасена от губительного воздействия на неё человека или крах её рано или поздно от наших рук всё равно неизбежен?

Биосфера, безусловно, будет существовать до конца жизни нашей планеты. Но её свойства под напором деградационных воздействий будут существенно изменяться. Поэтому уже сейчас человечество принимает различные и многочисленные меры по сохранению устойчивости биосферы (законы об охране природы, разработка и внедрение технологий рационального природопользования, расширенное воспроизводство редких и исчезающих видов и экосистем, внедрение экологического образования в общеобразовательные учреждения, экологические форумы и конференции, мониторинги глобальных экологических проблем окружающей среды, здравоохранения и пр.).

5. В декабре 2017 года в Найроби пройдет третья Экологическая ассамблея ООН. Странам предлагается выбрать для неё одну из трёх тем: 1. Планета без загрязнений: добьемся детоксикации мира. 2. Планета 2.0: как подготовить планету к повышению температуры на 3 градуса и к 9-миллиардному населению. 3. Природа для всех: как добиться гармонии между людьми и планетой. Какую тему рекомендовали бы выбрать вы и почему?

Я рекомендую выбрать тему № 3 — «Природа для всех…». В рамках данного проекта надо разработать методику развития гармонического взаимодействия между обществом людей и планетой, методику приобщения каждого человека как личности к экологической культуре, к гармонии в отношении к окружающему миру и всему живому на Земле. Созданную методику после её апробации надо внедрить в массовую практику.

6. Какие виды загрязнения различных сред вы считаете наиболее опасными для существования биосферы — химическое, механическое, биологическое, физическое и почему?

Все названные здесь виды загрязнений окружающей среды очень опасны для биосферы и конкретно для человека, для всего живого. К тому же, в своём действии эти факторы обычно интегрируются и дополняют друг в друга, чем усиливают воздействие на живую природу — на её макро- и микроструктурные компоненты. Учитывая значение и силу воздействия названных видов загрязнений для биосферы, а также в силу моих профессиональных предпочтений, перечень названных факторов надо дать в следующем порядке: химические, биологические, физические, механические и др.

7. Концентрации каких вредных веществ в воздухе, воде и почве необходимо контролировать в первую очередь и особенно тщательно? Делается ли это в вашей стране на подобающем уровне?

Контролировать надо концентрацию всех вредных веществ. Это делается в нашей стране, в моём Петербурге и в Ленинградской области. Но в своём саду на яблонях (летом на листьях, осенью на плодах) всегда нахожу следы капель от кислотных дождей.

8. Насколько серьезную угрозу несет загрязнение окружающей среды виду Homo Sapiens, и в чем эта угроза состоит?

Угроза большая — это факт, но, как свидетельствует антропогенез и история существования человечества, Homo sapiens неоднократно переживал тяжелейшие катаклизмы в биосфере, переживёт и сейчас. Главная угроза заключается: во-первых, в отсутствии у людей экологической грамотности, экологической культуры по отношению к природе, обществу и к биосфере в целом; во-вторых, — в потребительском отношении людей к природе, часто в чрезмерной жадности в обогащении за счёт природных ресурсов. Почему-то именно люди, имеющие власть или много денег — «элита», позволяют себе безнаказанно (!) строить дачи в ООПТ, охотиться на диких животных на территориях заповедников и заказников, сбрасывать мусор и отходы от предприятий на обочины дорог или рядом с домами других жителей.

9. Есть ли, на ваш взгляд, взаимозависимость состояния экологии территорий и здоровья живущих на этих территориях людей? Если да, то насколько она велика?

Взаимозависимость здоровья людей от состояния экологических условий территорий безусловно существует. Оно проявляется в аллергии, стрессах, эндемичных заболеваниях и пр. Всё зависит от силы воздействия неблагоприятных факторов и от возможностей здравоохранения и систем социальной службы.

10. Согласны ли вы с тем, что первыми и в наибольшей степени последствия экологического кризиса испытывают жители мегаполисов? Если да, то почему именно?

Да, согласна. Из-за большого скопления людей, и связанного с этим объема условий их жизнеобеспечения — пищевыми продуктами, водой, жильём, транспортом, энергетикой, учреждениями здравоохранения, образования, культуры и досуга, системами защиты жителей от природных катаклизмов и от бандитизма, переработки мусора и промышленных отходов.

11. Какие меры могут быть предприняты властями крупных городов для улучшения экологической обстановки, и какими должны быть первоочередные меры?

Власти крупных городов должны постоянно осуществлять заботу о здоровье и благополучии людей с учётом того, что перечислено в ответе
10-й вопрос.

12. Считаете ли вы гипотезу о глобальном потеплении состоятельной? Если да, считаете ли решающим в процессе глобального потепления антропогенный фактор?

Наша планета Земля имеет собственный температурный ритм развития. На Земле за время её существования неоднократно наблюдались периоды оледенения, которые сменялись периодами потепления независимо от человека. Признаки потепления, наблюдаемые в наше время, часто связаны с проявлениями антропогенных воздействий. Однако нельзя забывать и то, что главным действующим персонажем в жизни нашей планеты служит Солнце, его периоды жизни и особенности существования.

13. Считаете ли вы, что человечеству в самом деле в принципе под силу менять температуру атмосферы Земли так же, как, скажем, температуру человеческого тела?

Нет, так не считаю. Пока ещё у человечества нет таких умений.

14. Что вы лично готовы сделать, чтобы остановить глобальное потепление, если оно всё же рукотворно?

Вопрос задан неудачно. Никакая отдельная личность не может остановить глобальное потепление, даже если она очень хочет это сделать.

15. Верите ли вы в то, что всеобъемлющее выполнение Парижского соглашения по климату способно дать ожидаемые от него результаты?

Нет, не считаю. Пока страны будут покупать или продавать выхлопные газы и избытки углекислоты, вместо того, чтобы вводить безотходные технологии на своих производствах — решение вопроса не сдвинется с места.

16. Реален ли в обозримом будущем кардинальный перелом в переходе от ископаемых источников энергии к возобновляемым?

Перелома в этом вопросе долго не будет.

17. Используйте ли вы дома или на даче устройства, основанные на использовании альтернативных источников энергии (ветряных двигателей, солнечных батарей и т.п.)?

Да, использую солнечный обогрев в теплице для выращивания овощей и красивых цветов.

18. Все ли возобновляемые источники энергии предпочтительнее ископаемых? Разве гидроэнергетика оказывает менее губительное воздействие на природу, нежели сжигание углеводородов?

Сжигание лёгких углеводородов, особенно природных газов, пока очень важно для жизни людей. И этим надо воспользоваться. Иначе газ сам «уйдёт» из биосферы в «никуда», но каменные угли, торф надо жёстко экономить. А вот гидроэнергетика, особенно крупномасштабные гидроэлектростанции (например, Братская, Волгоградская, Саяно-Шушенская, которые мне удалось посетить), наносят существенный ущерб природе — рыбному богатству, почве и уровню грунтовых вод окружающих территорий, следствием чего, например, в Сибири возникает заболачивание и гибель таёжного леса, засоление хакасских степных земель.

19. Как вы относитесь к развитию атомной энергетики?

Спокойно, если АЭС сделаны с учётом охраны природной среды и жизни людей.

20. Как на ваш взгляд технический прогресс, создавший угрозу самому существованию биосферы в том виде, в каком в ней может существовать человек, способен послужить ослаблению или вообще ликвидации этой угрозы?

Надо сочетать технический прогресс в единстве с использованием гуманистических идей, важных для общества и природы. Угроза будет неизбежна, если люди, осуществляющие технический прогресс, будут использовать его достижения только для получения прибыли в целях своего богатства. Хорошей иллюстрацией этому служат многочисленные примеры безобразного, некультурного поведения «элитных детей олигархов» в окружающей природной среде, что часто можно встретить на экранах телевидения и в соц. сетях.

21. Как не допустить экологического коллапса и неизбежно связанного с ним глобального падения уровня жизни и социального хаоса?

См. ответ на 20-й вопрос.

22. Как побудить бизнес не извлекать прибыль ценой нанесения ущерба биосфере?

В государстве должна быть создана определённая система средств для предотвращения ущерба биосфере и государству. Это: 1) законы (и система контроля за их исполнением !), требующие создания очистных сооружений, систем переработки отходов прежде, чем предприятие будет получать продукцию; 2) законы, контролирующие доходы с любых предприятий (государственных и частных); 3) должны быть обозначены законы о налогах — за использование природной окружающей среды (территория и условия воздействия), природных ресурсов (сырьё); налоги на получаемую из них продукцию и на дополнительную прибыль.

23. Пожалуйста, приведите самые кричащие из известных вам примеры бизнес-проектов, осуществление которых в вашей стране или в других странах повлекло огромный, а то и непоправимый вред природе.

Поражает постройка многочисленных коттеджей богатыми людьми на склонах гор западного побережья озера Байкал, от которых прямо в озеро стекают ручейки грязной («пенящейся») воды. Этого не было в 80-е годы, а теперь это есть. Не создают приятной картины для посещения «Священного моря — Байкала» рыбный и сувенирный рынки на берегу озера, куда подходят автобусы из Листвянки. Сам берег тоже очень загрязнён — окурками, пластиком, рыбными остатками. Так, что теперь, чтобы присесть на камешки берега и любоваться красотой Байкала, надо долго искать чистое место.

24. Что такое, по-вашему, рациональное природопользование? Не есть ли оно лишь способ отложить неизбежную окончательную деградацию биосферы в результате антропогенного воздействия?

Рациональное природопользование — это, во-первых, разумное природопользование, основанное на знании законов природы, и законов Барри Коммонера; во-вторых — это использование природных ресурсов с учётом возможностей планеты.

25. Представляют ли опасность для людей и биосферы генетически модифицированные организмы (ГМО)?

В тех размерах, в которых сейчас реализуется внедрение ГМО, оно не представляет большой угрозы для людей. Хотя на дикие виды живой природы организмы с ГМО вероятно могут оказать негативное воздействие, но этот вопрос пока не исследован.

26. Как вы относитесь к популярной сегодня в мире идее «зелёной» экономики? Способна ли она обеспечить кардинальную смену существующей парадигмы производства и потребления?

Я не специалист в области экономики, хотя знаю, что идеи «зелёной экономки» появились в результате обсуждения докладов Д. Медоуз в 1971 и 1991 гг. на площадке Римского клуба у А. Печчеи. Пока эта идея не имеет большого успеха, и вряд ли она будет принята в мире в ближайшие десятилетия. Однако содержание целого ряда положений этой идеи важны для воспитания экологического миропонимания и развития экологической культуры личности при подготовке специалистов в профессиональной деятельности. Полагаю, что в профессиональной высшей школе эти материалы могут служить основой специального учебного курса, обязательного для всех.

27. Как сохранить не нарушенные человеком экосистемы — леса, болота, океаны, жизнь в которых не прерывалась, а окружающая среда оставалась пригодной для жизни в течение сотен миллионов лет?

Ненарушенных экосистем на Земном шаре в наше время уже нет. Леса, болота, океаны существуют на Земле с доисторических времён и будут существовать долго, подвергаясь сукцессионным и вековым процессам экосистем и эволюционным процессам видов их населяющих. Чтобы сохранить имеющуюся в настоящее время живую природу — экосистемы, виды, популяции с их взаимосвязями и зависимостями, надо, чтобы каждый человек от малого до старого хорошо знали и применяли постоянно в своей жизни (в быту и на работе) венок четырёх законов Б. Коммонера. Но если в данном обществе люди не знают этих законов, то: надо строить защитительные ограды для охраняемых природных объектов, создавать и применять (!) жёсткие запретительные законы. Кроме того, надо разработать методику воспитания бережного и ответственного отношения к окружающей природе, внедрять эту методику в практику работы с людьми от детей младшего возраста до почтенного возраста стариков, особенно для людей активного возраста, работающих на тех или иных производствах в области промышленности, сельского хозяйства, культуры, здравоохранения, полиции и пр.

28. Что мешает государствам и народам перейти от конфронтации и соперничества к деятельному сотрудничеству ради спасения биосферы, деградация которой, если мы её не остановим, сделает рано или поздно бессмысленными и конфронтацию, и соперничество?

Коррупция. Беспредельные права «начальствующих» чиновников в регионах (районных, областных, республиканских и в государстве), а также их безнаказанность, жадность к бесплатным природным богатствам и проявление неуважения к ценностям общества.

29. Можно ли переключить внимание людей с межэтнических и конфессиональных проблем на проблему разрушения биосферы как базового жизненного ресурса вида Homo Sapiens. С чего в таком случае следует начинать?

Не надо «переключать», надо тех и других подключить к совместному решению проблем спасения окружающей природной среды, а через это и — к спасению биосферы. Начинать надо, в первую очередь, с пропаганды идей ценности окружающей среды для человечества в своём регионе. Начинать такую работу следует обязательно в сочетании каких-то региональных экологических проблем в родном краю. При этом — не «говорить», обсуждать, а «решать!» — т.е. делать!

30. Может ли учёный мир повлиять в решающей степени в пользу преодоления экологического кризиса и каковы должны быть первые шаги?

Именно учёный мир и ведёт эту работу по решению экологического кризиса в стране и мире. Нужно, чтобы не только учёные, передовая общественность, но и правительство, и руководители различных предприятий (государственных, общественных, частных) не только знали, понимали угрозу экологического кризиса, но конкретно осуществляли необходимую работу в области природоохранительной деятельности в стране и в каждом регионе. Необходимо, чтобы при Президенте существовал общественный народный контроль (подобный ОНФ по борьбе с коррупцией) за соблюдением норм охраны природы и норм природопользования. Должны быть созданы запреты с уголовной ответственностью за содержание в домашних условиях животных диких видов; такие же запреты необходимы на использование земель заповедников, заказников, охраняемых природных объектов для постройки дач, домов «элитных персон» и различных увеселительных заведений.

31. Можно ли побудить основные конфессии планеты к конструктивному сотрудничеству по предотвращению катастрофических изменений биосферы, и что для этого надо делать?

См. ответ на 29-й вопрос.

32. В состоянии ли капитаны человеческого корабля — лидеры наций и стран — осознать приоритет угрозы изменения биосферы, несовместимого с самим существованием человека, и могут ли они изменить ход событий? Что для такого осознания и последующих действий можно сделать?

См. ответ на 30-й вопрос.

33.Сможет ли человечество справиться с катастрофическим замусориванием планеты и что для этого нужно?

Сможет. Для этого надо, чтобы в госпланах страны данная экологическая проблема была бы обозначена как первоочередная. Нужны финансы для разработки и реализации в практику технологий изготовления такой продукции (товары временного спроса, упаковочные материалы, объекты одноразового использования и т.п.), которые по истечении срока своего действия были бы способны включаться при их разрушении в геохимические циклы круговорота веществ. В стране должна быть создана специальная система предприятий по переработке разнообразного мусора, а не свалки и отстойники. Должна также существовать система жёсткого контроля (и наказание!) за сбросом мусора на рекреационных и заповедных территориях, вдоль дорог и в других местах.

34. Считаете ли вы, что сжигание бытовых и промышленных отходов, не поддающихся рециклингу, есть наилучшее решение проблемы их уничтожения? Если да или нет, то почему?

Сжигание бытовых и промышленных отходов — это плохо, но это лучше, чем накопительные свалки и отстойники. Безусловно, в каждой стране должны быть такие предприятия, работа которых осуществляется по безотходным технологиям.

35. Как вы оцениваете состояние экологической зрелости граждан своей страны и населения других государств?

Экологическая зрелость у граждан моей страны пока ещё остаётся на низком уровне. Экологическая зрелость, на мой взгляд, — это наличие у человека экологической культуры, которой он владеет и проявляет в своей жизни в больших и малых делах, в быту, в производстве и в целом в обществе; понимает опасности от экологических нарушений в природной среде и в биосфере. Однако часто можно наблюдать, что человек способен квалифицированно обсуждать экологические проблемы, объяснять, что надо делать, но с лёгкостью бросает свои окурки на остановке при подходе нужного ему автобуса или троллейбуса, выбрасывает мусор на обочину дорог в поездке за город, забывает потушить разведённый им костёр в лесу или на берегу во время рыбалки.

36. Верите ли вы в возможность экологического просвещения и его действенность? Каким оно должно быть, чтобы приносить реальную пользу? Кто должен им заниматься?

Экологическое просвещение в том случае достигнет успеха, если им будут заниматься постоянно в едином ключе все компоненты системы общества: образование, профсоюзы всех рабочих и научных, культурных коллективов, общественные организации и семья. В настоящее время пока это осуществляет главным образом только средняя школа в силу своего предметного содержания и энтузиазм отдельных учителей, некоторые коллективы «Экологических центров» и организаций дополнительного внешкольного образования. В силу того, что какой-либо единой программы поэтапного развития экологического просвещения в нашей стране пока нет, то результаты, в итоге, невысокие.

37. Что больше стимулирует участие людей в сбережении природы — приобретение экологических знаний или ужас экологических катастроф?

Только приобретение экологических знаний позволяет приобщить людей к экологической культуре, сформировать экологическое, природосообразное мировоззрение и ценностное отношение к окружающей природе и всему живому. Примеры экологических катастроф — пугают и не приобщают людей к «сбережению природы», а примеры хорошей экологической деятельности, охраны уникальных экосистем и редких диких видов (амурского тигра, восточного леопарда, стерха, лотоса и др.) развивают интерес и побуждают людей к подобной деятельности в своем родном крае. Например, в Приморском крае школьники, изучив строение семян и особенности проростков редкого вида растений — лотоса Комарова, успешно осуществляют расширенное воспроизводство этого растения в местных озёрах и небольших пресных водоёмах.

38. Как вы оцениваете действенность экологического движения на планете и в своей стране? Эта активность растёт, стагнирует или неуклонно слабеет?

Экологическое движение в нашей стране осуществляется недостаточно. Оно активно развивалось в конце 70-х и в 80-е годы ХХ века и проявлялось особенно в образовательной системе страны. Но с 90-х годов экологическое движение неуклонно слабеет. Одной из причин, считаю, является то, что в государственных образовательных стандартах для средней школы (см. ФГОС 2004, 2010, 2015 гг.) отсутствуют какие-либо намёки на необходимость развития экологического образования и экологической культуры у обучающихся. Эта картина наблюдается и в стандартах для высшей профессиональной школы в нашей стране.

39. Пожалуйста, назовите практические задачи, которые экологическим организациям во всём мире не следует упускать из виду ни на минуту, и псевдозадачи, которыми им заниматься не стоит.

Трудно перечислить все практические задачи, необходимые для воплощения. Существующие экологические организации наверняка знают, планируют и реализуют их со знанием дела. Плохо, если эти задачи только лишь обсуждаются словесно, но не решаются в практических делах.

40. Сортируете ли вы или члены вашей семьи твердые коммунальные отходы? Почему да? Почему нет?

Нет, не сортирую, т.к. в Петербурге нет такой структурированной системы сбора отходов.

41. Какую бытовую химию вы используете в обиходе (освежители, стиральные порошки, дезодоранты и другие средства гигиены)? Готовы ли вы заменить что-то из этого натуральными средствами? Если да, то что именно и чем именно?

Использую различную бытовую химию — стиральные порошки, шампуни, хозяйственное и туалетное мыло и другие средства гигиены.

42. Что вы делаете, чтобы обеспечить собственную экологическую безопасность и экологическую безопасность своей семьи?

Внимательно читаю состав продуктов на упаковках пищевых и других товаров бытового использования, выбираю среди них те, что экологически безопасны.

43. Что вы ждёте от Года экологии, объявленного в России в 2017 году? Насколько верно руководство нашей страны расставило его приоритеты? Какой международный опыт нашим соотечественникам сейчас самое время использовать?

Термин «экология» появился в мире и в нашей стране в 1866 г. С тех пор прошло 150 лет. За это время человек осознал значение науки «Экология» для общества и для нашей планеты. Уже многое сделано в мире и в нашей стране по сохранению жизни на Земле, по устойчивому развитию биосферы. Однако практика нынешнего взаимодействие общества и природы выдвигает перед человечеством много новых задач, решение которых ещё надо осуществить. На что я смотрю с оптимизмом. Поэтому ожидаю, что Год экологии более активно развернёт работу различных общественных и трудовых организаций, руководящих деятелей разного ранга для решения конкретных практических экологических проблем во всех регионах. Надеюсь, что Министерство образования страны включит в образовательные стандарты для школьников и студентов (как первостепенную задачу!) необходимость экологического образования для устойчивого развития общества и природы на нашей планете.

439 / Загрузок: 0 / Гость / Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2019.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru   
Google PageRank — Ecoznay.ru — Анализ сайта