«Нужно глубоко изучить механизмы функционирования биосферы, чтобы чётко отличать реальные опасности от мнимых»
06.02.2017, 21:50

На вопросы нашей редакции отвечает Тамара Яковлевна АШИХМИНА — доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой фундаментальной химии и методики обучения химии Вятского государственного университета (Киров) и одновременно заведующая лабораторией биомониторинга Института биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН.

1. Что происходит с нашей планетой? Какой бы экологический диагноз вы ей поставили?

На мой взгляд, идёт очень мощное, необоснованное потребление природных ресурсов: энергоресурсов, тяжёлых металлов, древесины и др.

95-98 % потребляемых ресурсов человечество практически превращает в отходы. т.е. человечество «работает» практически только на отходы, кроме того, это ведёт к прогрессирующему загрязнению окружающей среды.

Огромные объёмы нефти — ценнейшего химического сырья идут на топливо. Забыли крылатую фразу Д.И. Менделеева: «Топить нефтью, значит топить ассигнациями».

Отходы — монстр цивилизации! Необходимо добиваться решения этой проблемы таким путём, чтобы отказаться от термина «отход» на любом производстве и считать его ценнейшим вторичным ресурсом.

2. Возможно ли в принципе создание ноосферы и при каких условиях? Или эта идея Вернадского заведомо неосуществима?

Ноосфера — это сфера разума. В.И. Вернадский считал ноосферу высшей стадией развития биосферы. Для создания ноосферы по принципам Вернадского необходимо, чтобы человечество стало единым, было обеспечено равенство всех людей, исключение войн из жизни общества. Современное человечество к этому пока не готово — слишком велики политические, экономические, военные и религиозные противоречия. В отдалённом будущем — возможно, но в настоящее время, в данном контексте мировых событий, идея В.И. Вернадского практически неосуществима.

3. Что вы считаете признаками наступления необратимой деградации биосферы? Проявляются ли эти признаки уже теперь?

Признаками наступления деградации биосферы может стать парниковый эффект, который проявляется в повышении содержания углекислого газа, что приводит к повышению температуры приземных слоёв воздуха. Как известно из мониторинговых исследований, содержание в атмосфере углекислого газа возрастает, что может привести к необратимым изменениям в биосфере (тают ледники, повышается уровень мирового океана, меняется климат земли). Уничтожение лесов ускоряет эту проблему. Проявляется также тревожный признак — преждевременное усыхание лесов, восстановленных после рубок.

4. Может ли биосфера быть в принципе спасена от губительного воздействия на неё человека или крах её рано или поздно от наших рук всё равно неизбежен?

Совместными усилиями мирового сообщества можно предупредить губительное антропогенное воздействие на биосферу, выполняя ряд международных обязательств и договоров по защите атмосферного воздуха, гидросферы, литосферы, растительности и животного мира. Согласно теории биотической регуляции В.Г. Горшкова не человек, а биота регулирует процессы устойчивости биосферы. В настоящее время порог устойчивости биосферы по теории В.Г. Горшкова уже превышен.

5. В декабре 2017 года в Найроби пройдет третья Экологическая ассамблея ООН. Странам предлагается выбрать для неё одну из трёх тем: 1. Планета без загрязнений: добьемся детоксикации мира. 2. Планета 2.0: как подготовить планету к повышению температуры на 3 градуса и к 9-миллиардному населению. 3. Природа для всех: как добиться гармонии между людьми и планетой. Какую тему рекомендовали бы выбрать вы и почему?

Природа для всех: как добиться гармонии между людьми и планетой

6. Какие виды загрязнения различных сред вы считаете наиболее опасными для существования биосферы — химическое, механическое, биологическое, физическое и почему?

Биологическое. Оно может нарушить сложившийся гомеостаз в природном комплексе и жизни человеческого общества.

7. Концентрации каких вредных веществ в воздухе, воде и почве необходимо контролировать в первую очередь и особенно тщательно? Делается ли это в вашей стране на подобающем уровне?

Главным загрязнителем атмосферного воздуха на сегодня на урбанизированных территориях является бенз(а)пирен, но в большинстве городов его количественно методами химанализа не определяют, а по старинке определяют расчетным путём, то есть отсутствует истинная картина его наличия в воздухе, почве, и воде водоёмов. К очень мощным загрязнителям водоёмов XXI века следует отнести поверхностно-активные вещества (ПАВ) и синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ), которые лишь частично отслеживаются. Безусловно, необходимо отслеживать нефтепродукты и их производные различные канцерогенные соединения.

8. Насколько серьезную угрозу несет загрязнение окружающей среды виду Homo Sapiens, и в чем эта угроза состоит?

Угроза большая. Загрязнение окружающей среды нарушает пределы толерантности живых организмов к факторам среды, приводит к их гибели, нарушаются процессы самовосстановления природных сред. Это может быть губительно и для Homo sapiens.

9. Есть ли, на ваш взгляд, взаимозависимость состояния экологии территорий и здоровья живущих на этих территориях людей? Если да, то насколько она велика?

Взаимозависимость экологического состояния территорий и здоровья живущих на этих территориях людей, конечно, есть. На различных территориях она проявляется по-разному. Безусловно, в загрязнённых регионах население подвержено большим рискам, что приводит к ухудшению здоровья.

10. Согласны ли вы с тем, что первыми и в наибольшей степени последствия экологического кризиса испытывают жители мегаполисов? Если да, то почему именно?

Безусловно, да! Сотни факторов — психологических, физических, химических, механических, биологических, радиоактивных и др. — действуют на их здоровье.

11. Какие меры могут быть предприняты властями крупных городов для улучшения экологической обстановки, и какими должны быть первоочередные меры?

Поскольку главными монстрами крупных городов являются автотранспорт и отходы, для улучшения экологической обстановки в крупных городах, в первую очередь, необходимо решать проблемы, связанные с уменьшением загрязнения атмосферного воздуха от автотранспорта. Переводить этот вид передвижения людей на более чистое топливо, строить больше подземных стоянок, объездных дорог.

12. Считаете ли вы гипотезу о глобальном потеплении состоятельной? Если да, считаете ли решающим?

Гипотезу о глобальном потеплении считаю состоятельной, кроме того, считаю, что антропогенный фактор вносит в процесс глобального потепления существенный, но не единственный вклад.

13. Считаете ли вы, что человечеству в самом деле в принципе под силу менять температуру атмосферы Земли так же, как, скажем, температуру человеческого тела?

Вряд ли — всё-таки масштабы природных процессов несопоставимо больше всех антропогенных воздействий.

14. Что вы лично готовы сделать, чтобы остановить глобальное потепление, если оно всё же рукотворно?

Современный уровень понимания проблемы недостаточен для выработки действенных технических решений, способных влиять на температурную динамику планеты. Один человек лично решить эту проблему не может.

15. Верите ли вы в то, что всеобъемлющее выполнение Парижского соглашения по климату способно дать ожидаемые от него результаты?

Нет. Но сокращение любых выбросов, в том числе углекислого газа и метана, можно только приветствовать.

16. Реален ли в обозримом будущем кардинальный перелом в переходе от ископаемых источников энергии к возобновляемым?

Да. Истощение ископаемых источников ведёт к росту стоимости энергии, а совершенствование технологий возобновляемых источников — к снижению. Баланс будет постепенно меняться в пользу возобновляемых источников. Сроки такого перехода прогнозировать очень сложно.

17. Используете ли вы дома или на даче устройства, основанные на использовании альтернативных источников энергии (ветряных двигателей, солнечных батарей и т.п.)?

Использую для освещения в ночное время в саду светильники, работающие на солнечных батарейках.

18. Все ли возобновляемые источники энергии предпочтительнее ископаемых? Разве гидроэнергетика оказывает менее губительное воздействие на природу, нежели сжигание углеводородов?

Гидроэнергетика даёт самое дешёвое электричество. Мой папа, будучи председателем колхоза, построил первую гидроэлектростанцию в своём колхозе им. Ильича Богородского района Кировской области в 1948 году. На речке сделали пруд. Электростанция работала, давала свет в дома, на фермы, склады по переработке зерна. Рыба в реке была та же, пруд стал местом отдыха населения. Из детства не помню ни одной пустой бутылки, валявшейся на берегу, кругом всё было чисто. Все жители центральной усадьбы д. Уфимцы любили здесь отдыхать. Но главной гордостью был электрический свет в каждом доме и облегчение труда колхозников на многих работах.

Считаю и сейчас возможным, особенно с ростом цен на энергоносители, строить такие небольшие электростанции в сельской местности и решать таким путём проблему сбережения ископаемого топлива. Полагаю, они менее опасны для природы, чем электростанции, работающие на ископаемом сырье.

19. Как вы относитесь к развитию атомной энергетики?

Как профессиональный химик — положительно. Во-первых, ни один вид топлива не сравнится с ядерным по теплотворной способности. Во-вторых, на сегодня технологии работы атомных станций значительно изменились, особенно по экологической составляющей (отходы и сбросы). Сбросы запрещены, отходы идут в переработку или складируются на соответствующих полигонах.

20. Как, на ваш взгляд, технический прогресс, создавший угрозу самому существованию биосферы в том виде, в каком в ней может существовать человек, способен послужить ослаблению или вообще ликвидации этой угрозы?

Может и должен.

Во-первых, грамотное, заботливое отношение к природе, к своему родному ДОМУ.

Во-вторых, рациональное природопользование (лесопользование, водопользование, ресурсопользование по всем направлениям.

В-третьих все отходы от технического прогресса в доходы.

21. Как не допустить экологического коллапса и неизбежно связанного с ним глобального падения уровня жизни и социального хаоса?

Первый и самый важный шаг — глубоко изучить механизмы функционирования биосферы, чтобы чётко отличать реальные опасности от мнимых.

22. Как побудить бизнес не извлекать прибыль ценой нанесения ущерба биосфере?

Этот вид деятельности необходимо поощрять путём введения различных видов льгот за каждый шаг, внедрённую технологию во благо сохранения природы, а тех, кто ничего не делает, наказывать круто, большими штрафами..

23. Пожалуйста, приведите самые кричащие из известных вам примеры бизнес-проектов, осуществление которых в вашей стране или в других странах повлекло огромный, а то и непоправимый вред природе.

Лесоистребление.

24. Что такое, по-вашему, рациональное природопользование? Не есть ли оно лишь способ отложить неизбежную окончательную деградацию биосферы в результате антропогенного воздействия?

Рациональное природопользование — это природопользование не разрушающее природу. Это соблюдение норм и правил для сохранения и возобновления живых организмов. Соблюдение экологических законов природы в глобальном масштабе может предупредить опасность деградации биосферы.

Пока светит Солнце, жизнь на Земле будет существовать и развиваться. Рано или поздно человечество должно поумнеть и перенаправить свои основные усилия с создания средств уничтожения на благоустройство родной планеты.

25. Представляют ли опасность для людей и биосферы генетически модифицированные организмы (ГМО)?

На этот вопрос однозначно трудно ответить. Геномодифицированные микроорганизмы и рекомбинантные белки, полученные с их помощью, давно и успешно используются при производстве лекарственных препаратов, спасая жизнь многим тысячам людей, например, диабетикам.

Широкое распространение геномодифицированных растений отчасти контролируется разработанной нормативно-правовой базой в отношении здоровья и возможных негативных последствий для человека. А вот в отношении экологических последствий применения трансгенов дела обстоят хуже, хотя в последнее время начинают разрабатываться методические рекомендации по мониторингу масштабов их использования и выяснения возможного вреда вследствие переноса генов диким сородичам культурных растений и неконтролируемого распространения генов устойчивости к антибиотикам.

Я вижу в числе продуктов ГМО новые сорта растений с улучшенными свойствами, новые медицинские препараты, консерванты, стабилизаторы и др.

Конечно, ряд генетически модифицированных организмов могут представлять опасность для людей и биосферы. Среди них могут также быть медицинские препараты, различные добавки к пищевым продуктам, которые имеются в магазинах и тем самым мы их уже употребляем (в этом плане нужны маркировки на всей продаваемой продукции) и т.д.

26. Как вы относитесь к популярной сегодня в мире идее «зелёной» экономики? Способна ли она обеспечить кардинальную смену существующей парадигмы производства и потребления?

Пока нет. «Грязные» технологии пока экономически более эффективны. Нужно всеми силами развивать «чистые» технологии с целью их удешевления и пропагандировать разумное самоограничение потребления.

27. Как сохранить не нарушенные человеком экосистемы — леса, болота, океаны, жизнь в которых не прерывалась, а окружающая среда оставалась пригодной для жизни в течение сотен миллионов лет?

Необходимо, чтобы с молоком матери ребёнок получал знание, как относиться к природе. Повторю слова академика Н. Моисеева: сегодня в области экологических знаний, а точнее незнаний экологии, законов природы находится четыре поколения: дед, отец, сын и внук. Надо всех учить, как жить по законам природы, как пользоваться её дарами и как их сохранять. Экологическое воспитание надо начинать с детского садика, а образование с первого класса. Для тех, кто перешёл эти возрастные рубежи, на законодательной основе обязательное условие получения экологического образования через профессиональную подготовку или переподготовку. Я бы ни одного руководителя не аттестовала без знаний законов природы и приёмов бережного отношения к природе на всех уровнях — от бригадира до руководителя самого высокого ранга.

28. Что мешает государствам и народам перейти от конфронтации и соперничества к деятельному сотрудничеству ради спасения биосферы, деградация которой, если мы её не остановим, сделает рано или поздно бессмысленными и конфронтацию, и соперничество?

Войны, в том числе политические войны, основной целью которых является захват природных богатств и ресурсов.

29. Можно ли переключить внимание людей с межэтнических и конфессиональных проблем на проблему разрушения биосферы как базового жизненного ресурса вида Homo Sapiens. С чего в таком случае следует начинать?

Не совсем поняла вопрос. Зачем это делать, считаю, что если они профессионалы в своём вопросе и входят в эти конфессии, то пусть они этим занимаются на своём профессиональном уровне. А решением проблемы сохранения биосферы должны заниматься экологически грамотные профессиональные люди.

30. Может ли учёный мир повлиять в решающей степени в пользу преодоления экологического кризиса и каковы должны быть первые шаги?

Конечно, может. Надо подключить к решению этих проблем региональную науку и финансово в этом её хотя бы немного поддержать. Всё-таки все победные гранты достаются одним и тем же вузам и в большинстве своём под конкретные фамилии. В вузах есть свои «Ломоносовы», научные школы и лаборатории в решении экологических проблем, но многие из них просто «выживают» и вынуждены заниматься порой не свойственной им работой.

31. Можно ли побудить основные конфессии планеты к конструктивному сотрудничеству по предотвращению катастрофических изменений биосферы, и что для этого надо делать?

Думаю, что да. Нужно посадить всех за стол переговоров, обсудить проблемы, наметить первостепенные и объединить усилия в их решении.

32. В состоянии ли капитаны человеческого корабля — лидеры наций и стран — осознать приоритет угрозы изменения биосферы, несовместимого с самим существованием человека, и могут ли они изменить ход событий? Что для такого осознания и последующих действий можно сделать?

Мне нравится наш президент В.В. Путин, министр обороны С.К. Шойгу, министр иностранных дел С.В. Лавров; похоже, очень реальный и земной у нас стал министр образования и науки О.Ю. Васильева. Побольше бы и пораньше, чем произошло это в системе образования, к власти пришло таких руководителей. За их спиной как-то спокойней и увереннее жить, трудиться, и возникает желание помочь, чем можешь.

Безусловно, они могут повлиять на многие вопросы хода сегодняшних событий. Нужна государственная политика в этом вопросе, а пока мы «доим» природу, её ресурсы, а взамен ничего не делаем. Получаем от неё миллиарды, а взамен не вносим ни одной копейки. Нет денег в бюджете на это, в том числе экологическое образование получаешь — один ответ.

33. Сможет ли человечество справиться с катастрофическим замусориванием планеты и что для этого нужно?

Сможет, но нужна грамотная, реальная государственная политика в этом важнейшем не только для страны, но и планеты вопросе. Нужны безопасные технологии по переработке мусора. Нужны сортировочные заводы по его переработке. А самое главное, необходимо, чтобы каждое предприятие заботилось и ставило цель переработать свой отход в доход; если не позволяют свои мощности, заключи договор с соседним предприятием. В таком случае проблема начнёт по-настоящему решаться. Правительство должно поощрять руководителей за решение таким образом проблем с отходами и сбросами. Необходимо ввести экопаспорта предприятий с присуждением звания «Экологически чистое предприятие»

34. Считаете ли вы, что сжигание бытовых и промышленных отходов, не поддающихся рециклингу, есть наилучшее решение проблемы их уничтожения? Если да или нет, то почему?

Не считаю, что сжигание бытовых и промышленных отходов, не поддающихся рециклингу, есть наилучшее решение проблемы их уничтожения. На сегодня имеется много технологий по переработке таких отходов. В частности, все полимерные отходы могут быть переработаны другим путём. Измельчением в крошку и использованием полученного вторичного сырья в строительных делах, дорожном покрытии и многое другое. Надо привлекать умы учёных. Наш Институт химии и экологии Вятского государственного университета главной научной проблемой, которую планирует решать в ближайшие 10 лет силами научного потенциала кафедр, определил тему «Разработка технологий на основе использования вторичных материалов». Полагаю, что за этот период Вятский государственный университет прославит себя интересными и ценными разработками в данном направлении.

35. Как вы оцениваете состояние экологической зрелости граждан своей страны и населения других государств?

Считаю, что экологическая зрелость у нас на очень низком уровне. Трудно говорить о других странах, но поражаешься чистоте и порядку на полигонах отходов, где они перерабатываются. Была на таком заводе в Польше. Или население Китая: по-моему, оно не знает слова «отход», а вот получением дохода от вторичного сырья у них занимается, наверное, каждый второй житель. Так как все наши магазины заполнены товарами из Китая, их же все надо производить и обеспечивать сырьём.

36. Верите ли вы в возможность экологического просвещения и его действенность? Каким оно должно быть, чтобы приносить реальную пользу? Кто должен им заниматься?

Не только верю, но на практике это подтвердилось. Начали проектировать в Кировской области завод по уничтожению запасов химического оружия. Сколько было несогласных, митингов, заседаний круглых столов, манифестаций — и всё от незнания. Стали население просвещать. Специалисты военные, вместе с органами власти, учёными начали разъяснять решение и проблемы. Рассказывать о новых безопасных технологиях, которые будут внедрены на объекте. Начали проводить совместно с журналистами в средствах массовой информации теле- , радиопередачи, печатать материалы на страницах газет, журналов, стали выпускать тематические бюллетени — и процесс стал разворачиваться в другую сторону. На завод пошла работать молодёжь, выпускники вузов. Стихла «буза», начались деловые отношения. Стала реализовываться социальная программа строительства жилья, школ, больниц, дорог и прочее. На это было потрачено более двух миллиардов рублей. Объект 9 лет отработал в штатном режиме. Чрезвычайных ситуаций не было. Результаты экологического мониторинга свидетельствуют о том, что воздействие объекта уничтожения химического оружия на природный комплекс было незначительным, так как детоксикация отравляющих веществ проводилась прямо в самом боеприпасе. Отходы от объекта размещаются на современном полигоне промышленных отходов. В настоящее время население переживает, что объект закрывается и негде им будет работать.

Считаю, в решении экологических проблем информационное просвещение должно во многом опережать даже не только само действие, а и мысли о создании чего-либо. Иначе получится второй Чапаевск, где был построен завод по уничтожению химического оружия, вложены большие финансовые средства, а население «восстало», и завод не начал своё функционирование. Представить сложно, сколько бы получил регион инвестиций от этого проекта, если бы только там уничтожались запасы химического оружия. В 2016 г. была в Кизнере (Удмуртия), где пока ещё действует завод по уничтожению последних российских запасов химического оружия (в 6 регионах, на 6 объектах все запасы химического оружия уже к концу 2015 года уничтожены), порадовалась увиденному. На территории небольшого городка построены две современные школы с бассейнами, спортивными залами, оборудованными компьютерными классами, действует настоящий большой Дворец культуры, равный ему вряд ли встретишь, и ещё многое-многое другое построено здесь за счёт ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия».

37. Что больше стимулирует участие людей в сбережении природы — приобретение экологических знаний или ужас экологических катастроф?

Конечно, знания законов природы, экологические знания.

38. Как вы оцениваете действенность экологического движения на планете и в своей стране? Эта активность растёт, стагнирует или неуклонно слабеет?

Экологическое движение на планете и в нашей стране за последнее десятилетие значительно ослабило своё воздействие на гражданское общество.

Оно, как и экологическое образование, получило большой импульс с 1995 по 2005 годы. В 1995-96 годах на уровне Правительства РФ в нашей стране была разработана и утверждена программа непрерывного экологического образования. За период с 1995 по 2005 год масштабность этого направления возрастала с каждым годом. Во многих вузах были созданы кафедры экологии или с экологическим профилем. Велась подготовка специалистов-экологов. Конкурс в вузы на эту специальность был одним из высоких. В Кировской области за этот период реализации программы было много сделано. 486 учителей биологии, географии, химии прошли на базе ВятГГУ повышение квалификации, в том числе около 200 человек получили второе высшее образование по экологии и работают активно сегодня в школах области. В каждом районе были созданы опорные школы. 70% школ региона ввели в учебные планы дисциплины по экологии. Именно в нашем регионе получила старт программа школьного экологического мониторинга. Для учителей и учащихся было издано достаточно много методической литературы и учебных пособий. Создана и активно работала детская академия школьников по экологии. Ежегодно проводились научно-практические конференции студентов в вузах и школьников на базе Эколого-биологического центра школьников.

Однако вышло постановление Министерства образования и науки об исключении из вузовского реестра подготовки учителя экологии, реализацию программы непрерывного экологического образования Правительство РФ, видимо, сняло с контроля. В школах из учебных планов стали исключать этот предмет. Запретили функционирование экофонда, на экологические программы с каждым годом стали выделять всё меньше и меньше средств, а в настоящее время даже строки в бюджете под этот вид деятельности не осталось. Поэтому государственное финансирование этого вида деятельности прекратилось, вследствие чего экологическим воспитанием и образованием в настоящее время должны, видимо, заниматься только общественные организации на общественных началах.

39. Пожалуйста, назовите практические задачи, которые экологическим организациям во всём мире не следует упускать из виду ни на минуту, и псевдозадачи, которыми им заниматься не стоит.

Экологические организации должны участвовать в проектной деятельности по реализации экологических проектов, должны создавать экологические тропы, организовывать летние экологические лагеря для детей, участвовать в просветительской работе с населением, создавать экологические агитбригады, давать объективную информацию в СМИ. Не должны быть равнодушными к тому, что на территориях парков и скверов городские власти допускают строительство различных сооружений, что автобусы и машины ходят по городу с целым шлейфом дыма, бороться с браконьерством на реках, с разведением костров в лесах и захламлением лесов и берегов рек от различных видов мусора, не допускать вытаптывания скверов, дворовых площадок.

А псевдозадачи, обычно, всегда связаны с какими-либо конъюктурными вопросами. Считаю, это не дело общественных организаций.

40. Сортируете ли вы или члены вашей семьи твердые коммунальные отходы? Почему да? Почему нет?

Не сортирую, так как к дому привозят один контейнер, не на всех городских дворах есть контейнеры для раздельного сбора мусора

41. Какую бытовую химию вы используете в обиходе (освежители воздуха, стиральные порошки, дезодоранты и другие средства гигиены)? Готовы ли вы заменить что-то из этого натуральными средствами? Если да, то что именно и чем именно?

Ответ: Как и все, использую в обиходе освежители воздуха, стиральные порошки, дезодоранты и другие средства гигиены. Но столовую посуду стараюсь мыть только с содой, хозяйственным мылом или порошком горчицы, редко использую мыломоющие средства, лишь для мытья раковин и электрической плиты.

42. Что вы делаете, чтобы обеспечить собственную экологическую безопасность и экологическую безопасность своей семьи?

Для обеспечения собственной экологической безопасности выращиваю в своём саду овощи, заготовляю на зиму много ягод клубники, малины, смородины, крыжовника. Обычно не покупаю никаких заморских овощей и фруктов в магазинах, за исключением хурмы, винограда, цитрусовых, много закупаю мёда у известных мне пчеловодов. Каждый день стараюсь съесть ложку мёда. Часто завариваю натуральный овёс и пью его отвар.

Не обеспечиваю экобезопасность своего здоровья и жилья, причин много этому.
Страдаю, что в сутках 24, а не 72 часа, не успеваю делать прогулки утром или вечером перед сном, редко проветриваю квартиру, живу на 1-м этаже . Много времени провожу за компьютером.

43. Что вы ждёте от Года экологии, объявленного в России в 2017 году? Насколько верно руководство нашей страны расставило его приоритеты? Какой международный опыт нашим соотечественникам сейчас самое время использовать?

Жду серьёзную переработку законодательной базы, в том числе ФЗ «Об охране окружающей среды» в части экологической грамотности.

700 / Загрузок: 0 / Гость / Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
«Эко.знай» — международный сетевой ресурс экологического просвещения © 2015-2021.    Редактор — Александр Жабский.    +7-904-632-21-32,    zhabskiy@mail.ru   
Google PageRank — Ecoznay.ru — Анализ сайта